Положение

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о городском конкурсе исследовательских работ

в рамках XLI городской конференции учащихся

(естественно–математический и гуманитарный циклы)

в 2021/2022 учебном году

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Городской конкурс исследовательских работ в рамках
XLIгородской конференции учащихся (естественно–математический
и гуманитарный циклы) в 2021/2022 учебном году (далее – городской конкурс) проводится в целях выявления, поддержки и развития одаренных учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования города, привлечения их к научным исследованиям, расширения научных контактов.

1.2. Основные задачи городского конкурса:

повышать интерес учащихся к изучаемым курсам и предметам;

развивать творческие способности, содействовать самореализации личности;

развивать интерес у учащихся к научной деятельности;

развивать формы дополнительного образования учащейся молодежи;

реализовывать идею непрерывного образования путем подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования;

стимулировать деятельность педагогических коллективов по развитию способностей одаренных учащихся;

активизировать деятельность педагогов в различных формах организации исследовательской работы учащихся.

1.3. Для обеспечения проведения городского конкурса привлекаются специалисты научных организаций, научных учреждений Национальной академии наук Беларуси, учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального и высшего образования, иных организаций.

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА

2.1. Подготовку и проведение городского конкурса обеспечивает комитет по образованию Мингорисполкома (далее – комитет
по образованию), учреждение образования «Минский государственный дворец детей и молодежи» (далее – Дворец).

2.2. Для подготовки и проведения городского конкурса создается организационный комитет (далее – оргкомитет).

2.3. В состав оргкомитета могут быть включены представители государственных органов управления образованием, комитета
по образованию, Дворца.

2.4. Оргкомитет:

определяет время и место проведения городского конкурса;

определяет перечень учебных предметов, по которым проводится городской конкурс (далее – секции городского конкурса);

обеспечивает за 2 месяца до проведения городского конкурса информационное сообщение на сайте Дворца с указанием порядка и срока подачи заявок и материалов проведенных исследований в оргкомитет городского конкурса;

принимает заявки и материалы исследований (далее – работы) (печатный вариант и электронный вариант в формате PDF) на участие
в конкурсе у специалистов управлений по образованию администраций районов г.Минска;

формирует состав участников городского конкурса;

разрабатывает программу проведения конкурса;

определяет порядок и форму проведения городского конкурса;

организует работу секций в соответствии с поданными заявками;

формирует составы жюри секций городского конкурса;

награждает победителей конкурса;

анализирует и обобщает итоги конкурса.

2.5. Для оценивания проведенных исследований, умения представить полученные результаты и защитить их в публичной дискуссии во время проведения городского конкурса оргкомитетом создается жюри. Составы жюри секций формируются из специалистов соответствующих научных областей. Жюри каждой секции возглавляет председатель.

2.6. Количественный состав жюри каждой секции городского конкурса устанавливается в зависимости от численности участников и специфики соответствующей секции.

2.7. Жюри конкурса:

предварительно знакомится с содержанием работ;

оценивает результаты исследования во время проведения городского конкурса;

рассматривает вопрос снятия работы с конкурса при высоком проценте заимствований из уже опубликованных работ (после проверки системой «Антиплагиат» и другими подобными), а также при присвоении чужих результатов исследований;

предоставляет возможность участникам городского конкурса познакомиться с результатами оценивания материалов исследования
и их представления только в день работы секции согласно распорядку дня;

рассматривает обращения участников городского конкурса
по вопросам, возникшим у них по результатам оценивания
их исследовательской деятельности, дает рекомендации по продолжению проводимых исследований, поиску новых направлений в работе, использованию соответствующей литературы и др. только в день работы секции;

определяет победителей городского конкурса в соответствующей секции;

рекомендует лучшие работы, получившие по сумме максимальное количество баллов, в соответствии с рейтингом, к участию
в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся в соответствии с квотой, определенной Министерством образования Республики Беларусь;

оформляет итоговую документацию;

информирует участников об итоговых результатах.

2.8. Все решения жюри каждой секции принимаются на заседаниях
и оформляются соответствующими протоколами. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих утвержденного состава жюри секции.

3. УЧАСТНИКИ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА

3.1. Участниками городского конкурса являются учащиеся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования, учащиеся объединений по интересам учреждений дополнительного образования (далее – участники), выполнившие исследования по выбранной ими теме в одной из секций городского конкурса, работы которых заявлены для участия в конкурсе.

3.2. Участники, не явившиеся на заседание в назначенный день работы секции, не допускаются к участию в городском конкурсе. Замена участников допускается только в случае, если докладчик исследования не может присутствовать на конференции по уважительным причинам (болезнь и т.п.). В этом случае руководитель работы предоставляет в оргкомитет уточненную заявку на участие в городском конкурсе, за подписью руководителя учреждения образования.

3.3. Независимо от результатов выступления на районном и городском конкурсах участники секций «Астрономия», «Биология», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», желающие принять участие
в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференция) учащихся, могут зарегистрироваться на республиканский конкурс самостоятельно (подробную информацию о проведении конкурса
и способе подачи заявок смотрите на сайте http://uni.bsu.by/arrangements/conf/index.html (ЮНИ–центр–XXI).

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА

4.1. Городской конкурс проводится в три этапа:

1 этап – предварительная защита работ в объединениях
по интересам, научных обществах учащихся, школьных коллективах (октябрь – ноябрь);

2 этап – защита работ на районных конференциях(ноябрь – декабрь);

3 этап – защита работ на городской конференции (17-21.01.2022)
дистанционно в программе для проведения конференций.

4.2. Работа секций организуется по двум циклам:

Естественно-математический цикл – по секциям: «Математика», «Физика», «Астрономия», «Химия», «Биология», «Информатика», «География ХХI века: взгляд юного исследователя» (по учебному предмету «География»).

Гуманитарный цикл – по секциям: «Лингвистика» (по учебному предмету «Русский язык»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»), «История – культурное наследие и современность»
(по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»), «Человек и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»), «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык».

4.3. В соответствии с регламентом проведения заключительного этапа республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам учащиеся могут выполнять исследование индивидуально (индивидуальная исследовательская работа) или в составе исследовательской группы (коллективное исследование):

не более 3-х человек в исследовательской группе для секций: «Математика», «Физика», «Астрономия», «Химия», «Биология», «Информатика», «История – культурное наследие и современность»
(по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»), «Человек и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»);

не более 2–х человек в исследовательской группе для секций: «География ХХI века: взгляд юного исследователя» (по учебному предмету «География»), «Лингвистика» (по учебному предмету «Русский язык»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»)

индивидуальная исследовательская работа для секций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык».

4.4. О сроках проведения районных этапов городского конкурса специалисты управлений по образованию администраций районов сообщают в оргкомитет городского конкурса не позднее 1 ноября 2021 года.

4.5. На каждую секцию городского конкурса может быть направлено
не более 3–х работ участников, победивших в районном этапе, и не более
1-й работы участника, победившего в конференции для обучающихся
в объединениях по интересам исследовательской направленности
УО «Минский государственный дворец детей и молодежи».

Направлять конкурсные работы, проверенные системой «Антиплагиат» или подобной ей.

При равном количестве баллов у победителей на районном этапе начальник управления по образованию администрации района обращается
в письменной форме за разрешением в оргкомитет городского конкурса
до 11.12.2021.

В дату и время (в период с 1612.21 по 21.12.2021), согласованные с оргкомитетом (не позднее 10.12.2021 по телефону (8017) 233 80 90),
для участия в городском конкурсе специалисты управлений по образованию администраций районов подают в оргкомитет:

а) заявку в электронном и письменном виде в соответствии
с требованиями, указанными в Приложении 1а;

б) справки из учреждений образования с указанием класса на каждого, заявленного участника;

в) работы победителей районного этапа городского конкурса (печатный вариант и электронный вариант в формате PDF), в полном соответствии
с заявкой, подаваемой от района в указанный срок.

Заявки и работы, поступившие в оргкомитет позднее указанных сроков и не соответствующие требованиям, не рассматриваются и работы к участию в конкурсе не допускаются.

После поступления в оргкомитет конкурсная работа не дорабатывается
и не меняется. Предоставление в день выступления измененной
и доработанной работы не допускается.

4.6. Конкурсная работа может быть представлена на секции, которую определяет участник городского конкурса.

По окончании работы конференции в течение календарного месяца все печатные варианты работ передаются специалистам управлений
по образованию администраций районов. Оргкомитет не несет ответственности за оставленные работы.

4.7. Оформление титульного листа работы указано в Приложении 1б. Для секций: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык» титульные листы работ должны быть написаны в двух экземплярах: один – на белорусском или русском языке, другой – на иностранном языке страны, которую выбрал участник конференции.

Требования к конкурсной работе и общие правила оформления должны соответствовать Приложению 1в.

В оформлении и переплете работ не использовать файлы.

4.8. Для секций гуманитарного цикла объем работы в пределах 20–30 страниц, включая приложение. Для секций естественно–математического цикла объем работы в пределах 15–20 страниц, включая приложение.

Работы, превышающие установленный объем, приниматься не будут.

4.9. Подробнее о правилах оформления работ, связанных
со спецификой работы секций естественно–математического цикла объем
на республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференций) учащихся, см. в разделе «Порядки работы секций» на сайте ЮНИ–центр–XXI (http://uni.bsu.by/arrangements/conf/index.html).

4.10. Представленные работы будут оцениваться по следующим критериям:

актуальность и связь с практикой (новизна, научная, практическая
или методическая значимость, исследовательский характер работы);

теоретическая обоснованность (постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, анализ работ предшественников
по исследуемой проблеме, обоснование точки зрения автора);

самостоятельность исследования (сложность, оригинальность, личный вклад);

оформление работы (соответствие представления результатов исследования общим требованиям оформления научных работ, структура
и логика изложения материала);

культура выступления (структура, логичность, грамотность презентации, доклада и ответов на вопросы);

владение иностранным языком (для секций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык»);

владение белорусским языком (для секций«Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова») и «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»)).

4.11. Работы, представленные на секции «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык», должны быть выполнены на иностранном языке. Защита работ проходит на иностранном языке.

4.12. На секции: «Лiтаратуразнаўcтва» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык» –
не принимаются творческие работы (авторские стихи, рассказы, басни
и т.п.).

4.13. Время выступления каждого участника составляет не более
14 минут (7–8 минут на доклад и 3–6 минут для ответов на вопросы участников конференции и жюри). Жюри вправе остановить доклад конкурсанта, превысившего установленный регламент.

4.14. Порядок выступления участников соответствует номеру участника согласно программе конференции.

4.15. На секциях, где представлено более 15 работ, работа будет организована в первой и второй половинах дня. Присутствие онлайн участников конкурса от начала и до конца работы секции не является обязательным.

4.16. По графику, определенному оргкомитетом, участникам конкурса необходимо будет осуществить проверку подключений (звук, видео, демонстрация презентационных материалов).

4.17. Во время работы секции ведется аудиозапись.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА

5.1. Количество победителей в каждой секции составляет не более 45% от количества участников от общего количества исследовательских работ, авторы которых набрали наибольшее количество баллов, определяется жюри городского конкурса учащихся.

5.2. Победители городского конкурса награждаются дипломами
I, II, III степени. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующей пропорции: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% дипломами II степени, не более 20% дипломами Iстепени (количество дипломов каждой степени может быть изменено по решению жюри в рамках общего установленного количества дипломов).

В случае награждения участников, выполнивших коллективное исследование, каждый победитель получает диплом, в котором указаны все участники коллективного исследования.

Каждый участник городского конкурса получает электронный сертификат участника.

5.3. Установленное в соответствие с пунктом 5.2 настоящего положения количество победителей может быть увеличено по решению жюри секции в случае, если несколько участников (независимо
от коллективного или индивидуального исследования) набрали одинаковое количество баллов.

5.4. Результаты городского конкурса утверждаются приказом комитета по образованию.

5.5. Дипломы лауреатов городского конкурса до 15.02.2022 передаются в управления по образованию администраций районов г.Минска.

5.6. Лучшие работы, получившие по сумме максимальное количество баллов, жюри рекомендует к участию в заключительном этапе республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам в соответствии с квотой, определенной Министерством образования Республики Беларусь.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

6.1. Расходы, связанные с проведением городского конкурса, несет Дворец за счёт бюджетных средств, выделенных согласно плану централизованных мероприятий в сфере образования и утвержденного Минским городским Советом депутатов, предназначенных на:

оплату работы жюри по предварительному изучению исследовательских работ учащихся, участников городского конкурса;

оплату работы жюри по оценке выступлений участников на секциях городского конкурса;

оплату работы консультантов из членов жюри по редактированию
и рецензированию работ при подготовке к республиканскому конкурсу;

приобретение дипломов и сертификатов.

6.2. Оплата труда членов жюри осуществляется в соответствии
с законодательством.

 

 

 

Приложение 1а

 

Заявка

управления по образованию администрации ___________ района г.Минска

на участие в городском конкурсе работисследовательского характерав рамках XLI городской конференции учащихся

2021/2022 учебный год

 

  1. Списки участников (индивидуальные или коллективные работы) подаются по форме указанной ниже в образце:
  • не более 3-х человек в исследовательской группе для секций: «Математика», «Физика», «Астрономия», «Химия», «Биология», «Информатика», «История – культурное наследие и современность» (по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»), «Человек и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»);
  • не более 2-х человекв исследовательской группе для секций: «География ХХI века: взгляд юного исследователя» (по учебному предмету «География»), «Лингвистика»(по учебному предмету «Русский язык»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Лінгвістыка»(по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»);
  • только индивидуальная исследовательская работа длясекций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык»;
  • для секций «Лінгвістыка»(по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура») заявка должна быть написана на белорусском языке;
  • для секций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык»
    в заявке только тема работы должна быть написана на двух языках (на иностранном языке в соответствии
    с секцией, которую выбрал участник конференции, и на русском (белорусском) языке), вся остальная информации заполняется на русском (белорусском) языке.

 

Название работы записывается БЕЗ КАВЫЧЕК.

Образец

Заяўка

упраўлення па адукацыі адміністрацыі ___________ раёна г.Мінска

на удзел у гарадскім конкурсе работ даследчага характару ў рамках XLI гарадскойканферэнцыінавучэнцаў

па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Беларуская літаратура“

2021/2022 вучэбны год

 

№ п/п

Назва работы

П.І.І.п.б. аўтара(аў)

Клас

Поўная назва ўстановы адукацыі
(у адпаведнасці са статутам)

Паштовы адрас з індэксам, нумар кантактнага тэлефона установы адукаці

П.І.І.п.б. навуковага(ых) кіраўніка(оў)

Пасада і месца працы навуковага(ых) кіраўніка(оў)

Тэлевон навуковага(ых) кіраўніка(оў

Секцыя ”Літаратуразнаўства“ (па вучэбнаму прадмету ”Беларуская літаратура“)

1

Імпрэсіяністычныя тэндэнцыі творчасці Максіма Багдановіча

Піліпка Марыя Дзмітрыеўна

X

ДУА ”Гимназия № 11 г.Мінска“

220025, г.Мінск, вул.Касманаўтаў,15/2,

(8017) 2720297,

(8017) 2720965

Іваноў Іван Іванавіч

настаўнік беларускай мовы і літаратуры
ДУА ”Гимназия № 11 г.Мінска“

(8029) 211 11 11

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Секцыя ”Лінгвістыка“ (па вучэбнаму прадмету ”Беларуская мова“)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальнiк упраўлення па адукацыі_______ раёна г.Мінска

 

_______________________________________ Прозвішча, імя, імя па бацьку

                          (подпіс)

 

Дата                           (пячатка)

 

 

Заявка

управления по образованию администрации ___________ района г.Минска

на участие в городском конкурсе работ исследовательского характера в рамках XLI городской конференции учащихся

по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»

2021/2022 учебный год

 

№ п/п

Название работы

Ф.И.О. автора(ов)

Класс

Полное название учреждения образования (в соответствии с уставом)

Почтовый адрес с индексом, номера контактных телефонов учреждения образования

Ф.И.О. руководителя(ей)

Должность и место работы руководителя(ей)

Телефон руководителя(ей)

Секция «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»)

1

Грамматика утопии (Концепты «среди» и «для»
в языке социальной притчи
А. Платонова «Котлован»)

Киселева Мария Андреевна

XI

УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств»

220002, г. Минск, ул. Коммунистическая, 52,

(8017) 286 78 18

Владыко Ирина Анатольевна

учитель-методист русского языка
и литературы
УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств»

(8029) 311 11 11

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция «Лингвистика» (по учебному предмету «Русский язык»)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник управления по образованию_______ района г.Минска

 

_______________________________________ Фамилия, Имя, Отчество

                          (подпись)

 

Дата                           (печать)

 

Приложение 1б

Оформление

титульного листа работы

 

Полное название учреждения образования (по уставу),

от имени которого представляется работа

(ГУО «Гимназия № 31 г. Минска»,
220136, г. Минск, ул. Мазурова, 16, (8017) 257 18 98)

 

 

 

Тема работы

 

Секция:
(в соответствии с наименованием секций, указанных в положении)

 

 

Автор(ы):

Ф.И.О. учащегося(учащихся) (полностью)

УО, класс

 

Научный(е) руководитель(и):

Ф.И.О. (полностью),

место работы (полностью),

должность (полностью),

тел. моб.

 

 

Город, год

 

Для секций иностранной филологии оформляется два титульных листа.

Первый: полностью на иностранном языке.

Второй: название работы пишется на иностранном языке, а в скобках даётся перевод на белорусский или русский язык. Остальная информация оформляется на белорусском или русском языках по выбору.


 

Приложение 1в

Требования к конкурсной работе

 

1. Конкурсная работа выполняется на основе изучения соответствующей ее тематике литературы (учебников, учебных пособий, монографий, материалов периодической печати
и др.) и интернет-источников.

2. Содержание конкурсной работы должно соответствовать теме, включать в себя обобщение теоретических подходов, содержащихся в изученных источниках, обоснованные теоретические выводы в соответствии с результатами выполненного исследования, использование которых обеспечивает достижение поставленной цели исследовательской работы.

3. Работа должна включать:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть, состоящая из разделов, представляющих собой обзор информационных источников по теме работы, собственные теоретические
и экспериментальные исследования, разработанные предложения и т. д.;

заключение;

список информационных источников.

4. Введение исследовательской работы отражает ее научную, социальную, профессиональную, практическую значимость. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи работы и т. д.

5. Основная часть работы должна содержать материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределен по разделам.
В подаче материала должна соблюдаться логика изложения.

6. При написании исследовательской работы учащиеся обязаны делать ссылки на источники, из которых они заимствуют материалы или отдельные результаты.
Не допускается пересказ текста других авторов без ссылок на них, а также его цитирование без использования кавычек.

Ссылки на источники в тексте работы осуществляются путем приведения номера
в соответствии с библиографическим списком. Номер источника по списку заключается
в квадратные скобки.

7. Заключение содержит от трех до пяти самостоятельно сформулированных обобщающих выводов, отражающих результаты работы и достижение ее цели. Кроме того,
в заключении могут быть представлены актуальные и перспективные последствия реализации и распространения полученных в работе результатов.

8. Список информационных источников оформляется в алфавитном порядке
в соответствии с таблицей 1.

 


 

Требования к оформлению текста конкурсной работы

Исследовательская работа печатается с использованием компьютера и принтера
на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Набор текста конкурсной работы выполняется с использованием текстового редактора Microsoft Word. Устанавливаются следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см. Шрифт – Times New Roman, размером 14, междустрочный интервал – множитель 1,2 п., выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц исследовательской работы. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют внизу страницы по центру нижнего поля без точки в конце.

Содержание конкурсной работы размещают на втором листе и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

В содержании перечисляются разделы (главы), подразделы (параграфы) и, если имеются, приложения с указанием их обозначений, наименований и номера страниц,
на которых они помещены.

Заголовки разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны четко и кратко отражать их содержание.

Нумерация разделов (глав), подразделов (параграфов), рисунков, таблиц, формул дается арабскими цифрами без знака «№».

Номер подраздела (параграфа) включает номер раздела (главы) и порядковый номер подраздела, разделенных точкой. В конце номера раздела (главы), подраздела (параграфа) ставится точка.

Заголовки разделов (глав) печатаются без абзацного отступа, без переноса, прописными буквами по центру страницы, полужирным шрифтом без точки в конце.

Заголовки подразделов (параграфов) печатаются без абзацного отступа, без переноса, строчными буквами (кроме первой прописной) по центру страницы, полужирным шрифтом без точки в конце.

Каждую структурную часть конкурсной работы следует начинать с нового листа.

Перечисления выделяют в тексте абзацными отступами. Перед каждой позицией перечисления дефис или другой символ не ставятся. После каждого перечисления, кроме последнего, ставят точку с запятой.

Таблицы и графические объекты (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и др.) служат для наглядного представления характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Таблицы и графические объекты следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицы и графические объекты обозначают соответственно словами «таблица»
и «рисунок» и нумеруют последовательно в пределах каждого раздела (главы). На все таблицы и графические объекты должны быть ссылки в тексте конкурсной работы. Слово «таблица» и «рисунок» в подписях к графическому объекту, таблице и в ссылках на них не сокращают. Подпись к графическому объекту, таблице и содержание таблицы выполняется 12 размером шрифта.

Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения.

При необходимости конкурсная работа может содержать приложения. Приложения располагаются в конце работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа
с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного строчными буквами (кроме первой прописной). Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения учитываются при подсчете объема конкурсной работы.

Таблица 1. Примеры оформления списка информационных источников

Характеристика

источника

Пример оформления

1

2

Один, два или три автора

Котаў, А. І. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / А. І. Котаў. – 2-е выд. – Мiнск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.

Дайнеко, А. Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А. Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, М. В. Василевская ; под ред. А. Е. Дайнеко. – Минск : Ин-т аграр. экономики, 2004. – 323 с.

Четыре и более авторов

Культурология : учеб. пособие для вузов / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

Коллективный автор

Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь ; сост.
А. В. Филипович. – Минск : Лоранж-2, 2004. – 393 с.

Отдельный том в многотомном издании

Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751с.

Сборник статей, трудов

Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости : сб. науч. ст. / Нац. акад. наук Беларуси, Гос. науч. учреждение «Ин-т биохимии» ; науч. ред. В. В. Лелевич. – Гродно : Ин-т биохимии, 2004. – 223 с.

Материалы конференций

Правовая система Республики Беларусь : состояние, проблемы, перспективы развития : материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т ; редкол. : О. Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.

Учебно-методические материалы

Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.

Философия и методолгия науки : учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А. И. Зеленков [и др.] ; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск : Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.

Автореферат диссертации

Иволгина, Н. В. Оценка интеллектуальной собственности : на примере интеллектуальной промышленной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10; 08.00.05 / Н. В. Иволгина ; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с.

Диссертация

Анисимов, П. В. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.01 / П. В. Анисимов. – Н. Новгород, 2005. – 129 л.

Составная часть книги

Ескина, Л. Б. Основы конституционного строя Российской Федерации /
Л. Б. Ескина // Основы права : учебник / М. И. Абдулаев [и др.] ; под. ред. М. И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 108–193.

Часть из собрания сочинений

Гілевіч, Н. Сон у бяссонніцу / Н. Гілевіч // Зб. тв. : у 23 т. – Мінск, 2003. – Т. 6. – С. 382–383.

Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Ермакова, Л. Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры /
Л. Л. Ермакова // Тураўскія чытанні : матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т ; рэдкал. :
У. І. Коваль [і інш.]. – Гомель, 2005. – С. 173–178.

Статья из журнала

Масляніцына, І. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / І. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.

1

2

Статья из энциклопедии, словаря

Мясникова, Л. А. Природа человека / Л. А. Мясникова // Совре-менный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553.

Ресурсы удаленного доступа

Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием /
Г. Козулько // Беловежская пуща – XXI век [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://bp21.org.by/ru/art/a041031.html. – Дата доступа: 02.02.2006.

 

Меню раздела

Календарь новостей