Методический кабинет

  Методическая работа

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования.

Требования к педагогу повышаются.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

Очень тяжело изменить сознание педагога. Качество педагогической деятельности является определяющим звеном цепи, которое связано с решением проблемы качества образования. Требования, предъявляемые к педагогу, должны подкреплены соответствующими условиями, так как без качественной подготовки учения, без обеспечения его необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности необходимого качества образования не удастся достичь.

Методическая работа – это средство повышения профессиональной компетенции педагогов.

Перед методической службой школы ставятся следующие задачи:

1. Углубление и расширение знаний учителя;

2. Развитие профессиональных умений;

3. Развитие креативного мышления педагога;

4. Развитие профессиональных ценностей.

По отношению ко всему педагогическому коллективу задачи такие:

1. Формирование ценностных установок;

2. Формирование созидательной творческой педагогической среды;

3. Создание инновационного поля;

4. Создание мотивационной среды педагога.

Итак, необходимо менять старые педагогические представления и ориентиры, формировать новые педагогические мышления.

Методический кабинет должен стать центром методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в школе.

Проанализируем работу методического кабинета нашего образовательного учреждения и обозначим подходы к его организации.

Цель организации методического кабинета:

повышение эффективности методической работы, совершенствование профессионализма педагогов.

Задачи:

1. Обозначить подходы к организации методического кабинета;

2. Проанализировать основные направления деятельности методического кабинета;

3. Структурировать методический материал;

4. Определить перспективы развития методического кабинета.

Ожидаемые результаты:

1. Создание имиджа методического кабинета;

2. Повышение квалификации педагогов;

3. Выход коллектива на путь инновационных преобразований.

 Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В образовательном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих учебно-образовательный процесс с детьми.

 

Этап организации включает в себя ряд моментов:

  • изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
  • постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представить себе то, что желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
  • разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться , и т.д.);
  • обеспечение условий предстоящей работы;
  • постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
  • непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестную инициативу.

 Организуя работу методического кабинета, важно помнить: содержание и оформление его должно соответствовать потребностям педагогов. Здесь сосредоточены информация об учреждении, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет доступен каждому педагогу, имеет удобный, гибкий график работы. Все оформление оформлено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его рассматривают прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где педагог может получить практическую помощь. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Основными направлениями деятельности методкабинета являются:

  • информационно-диагностическое: изучение информационных потребностей педагогов, обеспечение информацией о работе органов управления образования, создание банка ППО;
  • организационно – методическое: научно – методическое обеспечение аттестации педкадров и учреждения, методическое обеспечение УВП, организация курсовой подготовки, подготовка методических материалов из опыта работы;
  • консультативно – методическое: разработка и накопление методических рекомендаций для разных категорий педработников, оформление оперативно-методической информации на стендах.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня подбирается для кабинета материал, соответствующий современным методическим требованиям и тщательно продумывается его систематизация.

Материал методического кабинета рассортирован на несколько разделов:

  • Самообразование;
  • Информационное бюро;
  • Учитель года;
  • Анализ урока;
  • Обобщение опыта;
  • Конкурсы;
  • Психологический всеобуч;
  • Для классных руководителей;
  • Нормативно – правовая база;
  • Педагогический словарь;
  • Аттестация;
  • Модернизация;
  • Портфель руководителя;
  • Методическая и справочная литература.

Методкабинет нашей школы тесно сотрудничает со школьной библиотекой. В школьной библиотеке функционирует информационная комната педагога. Библиотекарь оказывает помощь в подборке материала к педсоветам, метдсовещаниям, организует выставки методической литературы, проводит обзоры.

В методическом кабинете значительное место отводится периодическим изданиям профессиональной направленности, таким как «Завуч», «Практика административной работы», «Классный руководитель».Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

Ведется систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы образования. Работа завуча и школьной библиотеки заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Привлекаются к этой работе и педагоги, они помогают обрабатывать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы. Работа в методкабинете помогает им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в методических материалах.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы педагоги могли поработать с материалами, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил новые знания, новые мысли, обогащая опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда педагогов, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещения должно быть соответствующим образом подготовлено.

 Документы и методические материалы.

В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Есть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании» и т.д. Отдельно представлены методические материалы.

Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Завуч изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, а также исходя из анализа работы коллектива разрабатывает памятки, советы, рекомендации для педагогов школы.

Обмен опытом.

Материал, предоставляющий опыт работы педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен.

В кабинете собран справочный материал, где представлены:

1. уровень педагогического опыта;

2. критерии ППО;

3. классификация ППО;

4. основные этапы работы по изучению и обобщению ППО;

5. формы описания ПО.

Опыт отдельных педагогов представлен в следующем виде:

  • папка «Из опыта работы»;
  • обобщение работы по методической теме;
  • карточка ПО.

Наглядный материал и выставки.

В методическом кабинете школы есть постояннодействующие стенды:

  • Методический уголок (тема района, цели, задачи, тема школы, цели, задачи, др. информация);
  • Открытый урок ( материалы для подготовки занятий);
  • Зеркало ( об имидже педагога );
  • Открытый диалог ( обсуждение актуальных вопросов);
  • Как стать успешным ( советы, рекомендации, памятки);
  • Экспериментальная деятельность ( работа по формированию и развитию ОУУН ).

Выставки, организуемые в кабинете, могут быть постояннодействующими и эпизодическими.

Тематика выставок самая разнообразная, но пи их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть предоставлен план его изречения, рекомендации педагогам по работе с ним;

2. Методические рекомендации по данной теме;

3. Опыт работы, связанный с этой темой;

4. Литература по данной теме;

5. Наглядный материал.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками должно быть красочно, методически грамотно оформлено. Это привлечет внимание педагога. Надо предусмотреть такую возможность, что педагог может взять этот материал для работы.

Возвращение материала – хороший повод для привлечения педагога к самоанализу своей деятельности. Завуч должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он создан. Полезно проанализировать характер педагогов по поводу тех или иных материалов. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, в которой могут быть, например, такие вопросы:

  • как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
  • удобно ли расположены материалы?
  • по каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
  • по каким разделам требуется дополнительный материал?

Результаты и перспективы работы.

Все материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи педагогам, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы педагога будут знания умения, навыки, уровень воспитанности детей. Поэтому одной из главных задач завуча является умение направить внимание педагога на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо. Чтобы все формы организации работы кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы обеспечивая тем самым непрерывное образование педагогов, их творческий рост. Не менее важной задачей завуча считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями.

Результатами работы методического кабинета можно считать следующее:

Уровень образования педагогов

 Высшее образование: с 50 % до 60 %.

Педагоги учатся заочно, получают второе высшее образование.

 

 Квалификационная категория:

Высшая категория - 6 %

Первая категория - с 25 % до 60 %

Вторая категория - 34 %

 

 Участие в районных конкурсах:

Конкурс библиотекарей (II место, III место)

Конкурс методических кабинетов ( I место)

«Учитель года» ( III место).

Педагоги активно занимаются повышение квалификации на областных семинарах, конференциях.

Своевременно все педагоги проходят курсовую подготовку.

Педагоги осознают, что необходимо перестраиваться.

С 2004 года школа работает в режиме развития . Идет подготовка к открытию экспериментальной площадки по теме «Формирование социальной успешности школьника через развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

Педагогами подготовлены методические материалы по ОУУН, разработана «Программа общеучебных умений и навыков», проведены открытые уроки для директоров школ района и глав поселений.

Методический кабинет активно занимается повышением информационной культуры педагогов. Способность человека управлять любыми процессами сегодня зависит от его информированности, т.е. способности воспринять новые информационные технологии и в соответствии с ними перестроить свой подход к преподаванию предмета. Без оперативной информации невозможно организовать учебный процесс того уровня и качества, которого требует современная цивилизация.

В своем расположении методкабинет имеет компьютер, принтер, ксерокс. В школьной библиотеке имеется доступ к сети «Интернет». 73 % учителей прошли курсы по ИКТ. Это направление деятельности методкабинета является перспективным.

Существует пока проблема недостаточности материально – технической базы (нет сканера, проектора).

В будущем планируется вести деятельность методического кабинета по внедрению информационных технологий по следующим направлениям:

  • Внедрение информационных технологий в управление образовательным процессом;
  • внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
  • внедрение информационных технологий в воспитательный процесс.

Использовать ИКТ по нескольким направлениям:

  • поиск материалов для поведения занятий;
  • использование дисков с программным обеспечением по различным предметам;
  • создание компьютерных презентаций.

Это позволит обогатить и разнообразить учебный процесс эффективными формами работы, повысить качественный уровень всех этапов урока, форм организации деятельности учащихся, развить интерес к изучению различных предметов.

Перспективная задача – создание собственных информационно – образовательных ресурсов.

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций школы», центром сбора педагогической информации, «Мозгом образовательного учреждения», лабораторией творческого труда педагогов. Если все эти условия будут выполняться то методический кабинет в образовательном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации педагогов, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане школы.

Выделяют две группы форм методической работы:

  • коллективные (групповые)
  • индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

  • активная лекция;
  • деловая игра;
  • защита авторских проектов;
  • «круглый стол»;
  • мастер – класс;
  • методический консилиум;
  • методическая оперативка;
  • методическая мастерская;
  • методический КВН;
  • методический тренинг;
  • «мозговой штурм»;
  • научно – практические конференции;
  • семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);
  • панорама педагогических достижений;
  • педагогическая дискуссия;
  • педагогические чтения;
  • практикумы;
  • проблемно-ситуационная игра;
  • ролевая игра;
  • творческий диалог;
  • творческий отчет;
  • читательские и зрительские конференции;
  • школа передового опыта;
  • ярмарка методических идей;
  • фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;
  • рекламная акция;

К индивидуальным  относятся:

  • индивидуальная консультация;
  • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
  • наставничество;
  • проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
  • постоянная работа над методической темой, представляющей
  • профессиональный интерес;
  • работа над личной творческой темой;
  • работа с наставником;
  • разработка собственных средств наглядности;
  • разработка диагностических процедур, заданий и тестов;
  • разработка собственной программы самообразования;
  • разработка авторского курса и учебного пособия;
  • рефлексия и анализ собственной деятельности;
  • самостоятельное проведение исследований;
  • собеседование с администрацией;
  • стажировка.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает педагогам существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные педагогами, принимаются рекомендации о совершенствовании образовательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных педагогов.

Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы образовательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

  • обязательная работа по самообразованию;
  • коллективное обсуждение ее результатов;

При проведении семинара происходит переход  информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

  • выделение специального времени для подготовки участников;
  • обеспечение участников списком литературы;
  • скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
  • при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы:

  • организационный;
  • постановка цели;
  • актуализация знаний;
  • инструктаж;
  • деятельность, направленная на практику работы;
  • подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов образовательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки педагогов.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения образовательного процесса. И руководит работой такого семинара педагог-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре педагоги знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени. 

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы образовательного процесса,

практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Научно-практический конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление   и пропаганда  лучшего опыта работы,

 формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг — форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок — это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого занятия, на котором высокопрофессиональный педагог демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в образовательном процессе.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных педагогов или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. 

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы педагогов.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога.

Активные формы организации методической работы

К новейшим формам обучения педагогических кадров отно­сятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках модели образования, которая обеспечивает подготовку педа­гогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде. В педагогике игры связаны с определенными правилами для их участников. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который затем могут применять на занятиях, учатся решать слож­ные педагогические проблемы, быть активными участниками пе­дагогического процесса, соучастниками по его управлению. Кроме того, использование игровых форм занятий методических форми­рований поможет педагогам научиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обуче­ния. Они также способствуют активизации самообразования педа­гогов, что является очень важной характеристикой современного педагога. Таким образом, использование разнообразных форм методиче­ской работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою оче­редь, способствует повышению образовательного процесса современного учреждения образования.

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и воспитанников, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательного процесса.

Методический фестиваль

Данная  форма методической работы используемая методистами города, района, руководителями, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу педагога позволяют необходимые виды домашних заданий:

  • моделирование занятия (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы занятий по теме или курсу;
  • разработка программы исследования по определенной теме;
  • подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме;
  • аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов кружков;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • защита темы по самообразованию;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
  • творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года;
  • подготовка презентации по изученной теме, проблеме;
  • демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО и т.п

Изображение

ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ЗОН ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ, СПОСОБСТВУЮЩИМ  РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

№ п/п

Зона (уголок) группового помещения

Рекомендации по наполнению (кратко)

1.

Речевые уголки

  • игры на развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи, связной и образной речи.

2.

Книжный уголок

  • книги, рекомендованные авторами учебной программы  дошкольного образования в детском саду по возрасту;
  • литературные игры.

3.

Театральные уголки

  • разные виды театров;
  • модели сказок для драматизации.

4.

Сюжетно ролевые игры

  • пространство и оборудование для развития сюжета игр.

5.

Уголки развития мелкой моторки рук

  • шнуровки;
  • застежки;
  • мозаики;
  • нетрадиционные материалы (клубки ниток, платочки, губки, прищепки и др.);
  • неструктурированный материал (пшено, горох, семечки…);
  • игры на координацию движений и др..

6.

Уголки природы

  • материал, обеспечивающий расширение словарного запаса по пиродоведческим категориям.

7.

Уголки экспериментирования

  • игры и оборудование на развитие дыхания (мыльные пузыри, схемы дыхания, стаканчики с водой и трубочки).

8.

Спортивный уголок

  • оборудование и игры на координацию движений;
  • приспособления для самомассажа (массажные коврики, массажные мячики, массажные расчески (индивидуальные) или специальные массажеры для головы и шеи, палочки с гранями для массажа кистей рук);
  • подвешенные на тесьме легкие игрушки (для потягивания);
  • мячи.

9.

ИЗО уголки

  • трафареты;
  • штриховки;
  • клубочки толстых ниток, для выкладывания рисунка по контуру на бархатной бумаге;
  • зубочистки для прокалывания рисунка по контуру;
  • глина, пластилин, специальное тесто для лепки;
  • дощечки с накатанным слоем пластилина;
  • технологические карты по лепке из пластилина, соленого теста;
  • карандаши;
  • раскраски.

10.

Уголки конструирования

  • разные виды конструкторов;
  • пластмассовые цветные крышки (от бутылок);
  • счетные палочки, очищенные спички - для выкладывания смысла стихотворения, одной или двумя «пиктограммами»;
  • карточки образцов;
  • природный и бросовый материал;
  • прищепки.

11.

Уголок ручного труда

  • шнурки;
  • нитки;
  • пуговицы;
  • бусинки различных диаметров с отверстиями разной величины;
  • бисер;
  • клубочки;
  • различные виды тканей;
  • образцы и технология пришивания пуговиц, вышивки, штопки;
  • наборы для рукоделия: вышивания, макраме, шитья.

Меню раздела

Календарь новостей