Памятка для подготовки к Экзаменам и ЦТ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Что делать, если глаза устали

          В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни два упражнения:

  • посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево — вправо (15 сек.);
  • нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
  • попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе          бумаги перед собой (20 сек.).

Как психологически подготовиться к экзаменам

          Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями — начни с самого легкого!

И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

Как нужно выглядеть на экзамене

          Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

     Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

Как вести себя во время экзамена

          Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

     Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

     Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

А если провалился?

          Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка — еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

     Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

Что полезно знать при подготовке к централизованному тестированию     

     Начиная подготовку к централизованному тестированию, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанима­юсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать — пока не устали, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

         Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин. — перерыв.

         Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголов­ки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

         В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

         При подготовке к централизованному тестированию полезно структурировать материал за счет составления пла­нов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.

         Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу — любому, кто может выслушать. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Как запоминать большее количество материала.

  1. Повторяем материал по вопросам.
  2. Вспоминаем, записываем все, что знаешь, затем проверяется правильность основных фактов, дат.
  3. При прочтении учебника выделяются главные мысли – это опорные пункты ответа.
  4. Необходимо научиться составлять краткий план на каждый вопрос на маленьком листочке.
  5. В последний день перед экзаменом следует просмотреть эти листочки-планы.

     Шпаргалки! – писать надо – берем с собой как талисман, для чувства уверенности.

Условия поддержания работоспособности.

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. В гимнастике предпочтение отдается кувыркам, стойке на голове, свечам, т.к. усиливается приток крови к клеткам головного мозга.
  3. Бережное отношение к глазам (каждые 20-30 минут отрываем глаза от книги, делаем гимнастику для глаз).

Гимнастика для глаз:

  • взгляд попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
  • «написание» глазами своего имени, отчества, фамилии;
  • попеременное фиксирование взгляда на удаленном предмете (20 секунд),    потом на листе бумаги перед собой (20 секунда);
  • «рисование» квадрата, треугольника, сначала по часовой стрелке, затем – в противоположную сторону (рекомендуются именно эти фигуры, а не круг  

Упражнения на стимуляцию познавательных способностей.

  • большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости, потом меняем руку.
  • большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Развитие зрительной памяти.

1. Ведущий рисует две незамысловатые линии разного цвета, демонстрируя пять секунд, затем стирает. Остальные дружно его копируют. Повторяем четыре-пять раз. Затем усложняем (если нужно, дается больше времени на рассмотрение и копирование).

2. Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) три геометрические фигуры (например, круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Просмотрев все фигуры, участники должны в течение пяти минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задание рекомендуется усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.

3. Ведущий рисует на доске одну за одной фигуры, внутри которых - цифры. Далее упражнение выполняется по аналогии.                                                                         

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Выпускники учреждений образования, имеющие положительные итоговые отметки по всем учебным предметам по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе выпускники, которым выставлено по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" "зачтено", выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, отчисляются из учреждения образования с выдачей соответствующего документа об образовании.

     Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

     Решение о завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования и выдаче выпускникам свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью), о награждении похвальным листом принимается руководителем учреждения образования.

     Награждение выпускника учреждения образования золотой или серебряной медалью осуществляется на общих основаниях, если он не изучал отдельные учебные предметы по не зависящим от него причинам или:

  • был освобожден от учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);
  • имеет по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметку "зачтено" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);
  • был освобожден от сдачи выпускных экзаменов.

     Решение о выдаче выпускникам аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью принимают отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов в двухдневный срок с момента представления учреждениями образования необходимых документов и в письменной форме доводят до учреждений образования.

     Золотые и серебряные медали, похвальные листы вручаются выпускникам одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.

     Учащимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ общего среднего образования или обучавшимся в учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), не прошедшем государственную аккредитацию, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

Поведение на письменном экзамене

 Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе “Стоп!”.

Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: «Я спокоен», «Я легко отвечу на все вопросы», «Я все знаю».

 После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания.

 Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе.

 Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

 Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл.

 Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

 Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Поведение на устном экзамене

 Не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь свое внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать.

 Собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: «Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно», «Я правильно отвечу на все вопросы».

 Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять свое волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с учителем. Так ты сможешь контролировать ситуацию и показать, что не боишься. Не надо смотреть экзаменатору в лоб или насквозь.

     Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Используй все свое обаяние, веди себя уверенно, но не развязно.

 Учти, что к четкому бодрому изложению даже нескольких тезисов учитель отнесется более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шепотом. Воспринимай свой ответ, как мысли вслух.

 Если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к небу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.

Необходимо знать

1. Сон 8-10 часов

2. Питание витаминизированное и калорийное

3. Не принимать никаких успокоительных или возбуждающих средств

4. Менять виды деятельности

5. Сначала просмотрите весь материал и распределите его следующим образом:

  • 1-2-ой день надо охватить большую часть материала;
  • 3-ий день остальную часть;
  • 4-ий день посвятить повторению

6. Психологические «ловушки»:

 Эффект узнавания – материал, который кажется знакомым, тоже надо повторять!

 Эффект края – при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста!

7. Для лучшего запоминания – ШПАРГАЛКИ писать, но НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!

8. СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА, а не думать о возможном провале

Меню раздела

Календарь новостей