Приложение 21. ОБЖ.

Приложение 21

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

     В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, изучение ОБЖ осуществляется в учреждениях общего среднего образования всех видов.

     Типовым учебным планом общего среднего образования на 2019/2020 учебный год предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во ІІ–V классах.

     В VІ–ІХ классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности может осуществляться за счет часов факультативных занятий.

     В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности (учебная программа факультативных занятий «Основы радиационной безопасности», 2016). Занятия по радиационной безопасности записываются в классном журнале на отдельной странице: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8.

     В дополнение к нормативным правовым документам, указанным в части II данного инструктивно-методического письма, следует также руководствоваться:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;
  • Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. «О гражданской обороне»;
  • Законом Республики Беларусь от 5 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»;
  • Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении»;
  • Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757;
  • Планом мероприятий Министерства образования по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения на 2016–2020 годы;
  • Комплексом мер по повышению безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на 2019–2025 годы «Добрая дорога»;
  • Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087);
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016–2020 годы;
  • Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы;
  • Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 (размещена на национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, 20.03.2019, 7/4227);
  • Планом мероприятий по профилактике детского травматизма на 2018–2020 годы;
  • Правилами охраны жизни людей на водах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009 № 1623;
  • Планом мероприятий в Республике Беларусь по предупреждению гибели людей на водах на 2019–2021 годы, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 24.01.2019.

1. Учебные программы

     В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

ІІ класс:

  • Асновы бяспекі жыццядзейнасці. ІІ клас // Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Основы безопасности жизнедеятельности. ІІ класс // Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. ІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

ІІІ класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Асновы бяспекі жыццядзейнасці. ІІІ, VІ класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Основы безопасности жизнедеятельности. ІІІ, VІ классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Асновы бяспекі жыццядзейнасці. ІІІ клас // Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Основы безопасности жизнедеятельности. ІІІ класс // Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. ІІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

ІV класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Асновы бяспекі жыццядзейнасці. ІV, VІІ класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Основы безопасности жизнедеятельности. ІV, VІІ классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

V класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Асновы бяспекі жыццядзейнасці. V–VІ класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Основы безопасности жизнедеятельности. V–VІ классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

     Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы / Класс / Основы безопасности жизнедеятельности / Учебные программы;

https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Основы безопасности жизнедеятельности / Учебные программы.

2. Учебные издания

     К 2019/2020 учебному году подготовлено новое пособие для учителей:

  • Кузнецова, Л. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 2–4 кл. : дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. языками обучения / Л.Ф. Кузнецова, Л.А. Одновол. — Минск : Аверсэв, 2019. (Серия «Компетентностный подход»).

    В образовательном процессе можно также использовать электронные ресурсы:

  • Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ «Социальная реклама»: http://novogrudokedu.by/index.php/2017-05-10-13-31-44/2017-05-10-14-08-21/1393-2017-05-10-14-50-39;
  • Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, включая мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом»: www.112.by/app/.
  • В тестовом режиме доступны электронные образовательные ресурсы: http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=60.

3. Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано:

  • Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету “Основы безопасности жизнедеятельности” для V классов. – Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.
  • Примерное календарно-тематическое планирование. Начальная школа. 2 класс. – Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.
  • Примерное календарно-тематическое планирование. Начальная школа. 3 класс. – Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.
  • Примерное календарно-тематическое планирование. Начальная школа. 4 класс. – Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.
  • Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/.

4. Особенности организации образовательного процесса

     С учетом практической направленности содержания обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, необходимостью отработки алгоритма действий в ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся, домашние задания по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» не предусмотрены.

     На усмотрение учителя учащиеся могут вести 1 рабочую тетрадь в клетку (для записей на уроке).

     Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ во ІІ–ІV классах осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

     Учащиеся V класса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» проходят текущую и итоговую аттестацию, результаты которой оцениваются отметками «зачтено» и «не зачтено».

     Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся V класса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с выставлением отметок «зачтено» и «не зачтено» осуществляется один раз в четверти. Тема или темы для проверки и оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету, порядок проведения зачетного урока, место его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности.

     Проведение зачетного урока фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено» или «не зачтено», на правой странице классного журнала указывается дата проведения зачетного урока и тема (темы) зачетного урока (например: 20.10. Зачетный урок по теме «…»). При отсутствии учащегося на зачетном уроке учитель осуществляет тематический контроль результатов учебной деятельности этого учащегося в иные сроки. При этом отметка учащемуся в классный журнал выставляется в день проверки и оценки результатов его учебной деятельности.

     Положительная отметка («зачтено») ставится в том случае, если учащийся понимает суть рассматриваемых вопросов, объясняет основные понятия, сопровождает рассказ примерами, может применить ранее усвоенные знания по ОБЖ и другим учебным предметам для решения стереотипных учебных и практических задач. В случае ошибок и недочетов учащийся может их исправить самостоятельно или с помощью учителя.

     Годовая отметка учащимся V класса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» («зачтено» или «не зачтено») выставляется с учетом отметок по результатам тематического контроля в четвертях.

     В процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности следует уделять внимание формированию у них практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, ролевых и ситуационных игр, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций и т.д.

     Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо включать материал о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов обращается внимание на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта, а также на административную ответственность за заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта или чрезвычайной ситуации.

     Профилактическая работа по антинаркотической безопасности, ставшая в последние годы одним из важных условий выживания значительной части молодого поколения, подверженной действию алкогольной или наркотической зависимости, должна осуществляться планомерно и систематически. Однако в содержание занятий по ОБЖ не должны включаться сведения о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении. Внимание учащихся следует концентрировать на социальных последствиях употребления наркотических веществ, курительных смесей, спайсов.

     При изучении вопросов профилактики утоплений внимание учащихся акцентируется на том, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и из-за неумения обращаться с инвентарем для плавания.

     Академией последипломного образования, областными (Минским городским) институтами развития образования обобщен имеющийся эффективный опыт работы по предупреждению правонарушений в части соблюдения правил дорожного движения. Материалы в помощь педагогическим работникам размещены на их сайтах. Кроме этого, на сайте учреждения образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» (http://rcitt.by/) создана рубрика «По безопасной дороге – в безопасный мир», в которой размещены материалы и сценарии проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

     В образовательном процессе по обучению ОБЖ рекомендуется использовать электронные ресурсы, расположенные на сайтах:

     В «Настаўніцкай газеце» продолжен выпуск специализированной рубрики «Алгоритм безопасности»; еженедельником «7 Дней» проводится викторина «Марафон безопасности», выпускаются тематические страницы.

     В республиканских, областных, районных (городских) и иных периодических изданиях также размещаются актуальные материалы профилактической направленности по тематике ОБЖ.

     Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в качестве дидактического средства рекомендуется использовать согласованные с УГАИ МВД Республики Беларусь компьютерную программу «Правила дорожного движения для школьников» (http://pdd.by/ Для детей), экспресс-тесты «Основы безопасного поведения на дорогах» на знание правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге, плакаты «Правила дорожного движения» (http://ish.adrive.by/).

     Допускается также использовать разработанный в рамках региональной инициативы стран СНГ при поддержке Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи «Учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети Интернет», который с декабря 2015 года доступен в режиме онлайн по адресу: https://onlinesafety.info.

     В соответствии с Планом проведения Единого дня безопасности, утвержденным протоколом заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь от 12.11.2018 № 33/19 два раза в год (как правило, в начале учебного года и приуроченные ко Всемирному Дню гражданской обороны 1 марта 2019 г.) рекомендуется провести практические занятия по формированию у обучающихся практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям (викторины, экскурсии, ролевые и ситуационные игры, тренировки, тренинги на специально оборудованных площадках и объектах и т.д.).

     Обращаем внимание, что занятия по ОБЖ необходимо проводить на основе использования эффективных форм взаимодействия с:

  • районными (городскими) отделами внутренних дел, работниками правоохранительных органов;
  • районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям, региональными отделениями общественного объединения «Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных»;
  • Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД);
  • Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское добровольное пожарное общество» и его структурными подразделениями;
  • организациями и учреждениями здравоохранения.

     С целью повышения мотивации учащихся к изучению ОБЖ в 2019/2020 учебном году планируется проведение следующих республиканских мероприятий:

  • специальное комплексное мероприятие «Внимание – дети!» (сентябрь 2019 г., май 2020 г.);
  • Республиканский слет юных спасателей-пожарных (сентябрь 2019 г.);
  • Республиканский конкурс среди учащихся учреждений общего среднего образования «Школа безопасности» (март-апрель 2020 г.);
  • Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей» (март-апрель 2020 г.);
  • Республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения» (май-июнь 2020 г.);
  • Республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (май-июнь 2020 г.);
  • Республиканский детский полевой лагерь «Спасатель» (июль 2020 г.)».

5. Организация методической работы

     На августовских предметных секциях учителей, преподающих основы безопасности жизнедеятельности, рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  • нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в 2019/2020 учебном году;
  • особенности содержания учебных программ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для ІІ, ІІІ, ΙV и V классов;
  • итоги работы методических формирований учителей, преподающих ОБЖ в 2018/2019 учебном году, планирование методической работы на 2019/2020 учебный год.

     Для организации деятельности методических формирований учителей ОБЖ в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Развитие предметно-методических компетенций учителей ОБЖ в условиях обновления содержания образования».

     Методические рекомендации «Содержание и организация методической работы с учителями, осуществляющими образовательный процесс по учебному предмету “Основы безопасности жизнедеятельности” в 2019/2020 учебном году» размещены на сайте ГУО «Академия последипломного образования» (http://www.academy.edu.by/).

    В течение учебного года на заседаниях методических объединений рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

  • пути совершенствования работы по предупреждению травматизма детей на дороге и в транспорте;
  • методика использования ситуационных задач на учебных занятиях по отработке действий учащихся при пожаре;
  • современные информационные технологии и открытые образовательные ресурсы на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности;
  • вопросы информационной безопасности в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • формы и методы работы по обучению основам безопасности жизнедеятельности в шестой школьный день;
  • пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии по ОБЖ;
  • приемы и методы формирования здорового образа жизни у учащихся на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности.

 

Меню раздела

Календарь новостей