Приложение 20. Допризывная и медицинская подготовка.

Приложение 20

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Учебные программы

     В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Дапрызыўная падрыхтоўка. Х–ХІ класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Допризывная подготовка. X–XI классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Медыцынская падрыхтоўка. Х–ХІ класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Медицинская подготовка. X–XI классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

     Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка / Учебные программы.

     В целях повышения эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию, повышения мотивации к военной службе, профессиональной ориентации учащихся в учреждениях общего среднего образования могут проводиться факультативные занятия в соответствии с учебными программами:

  • «Юный пограничник» – для V–XI классов военно-патриотической (пограничной) направленности учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015.
  • «Военный перевод» – для X–XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015.
  • «Защитники Отечества» – для X–XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016.
  • «Школа юного защитника Отечества» – для VIII–IX классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

     Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.

Учебные издания

     В 2019/2020 учебном году будут использоваться новые учебные пособия для учащихся:

  • Драгунов, В.В. Допризывная подготовка: учебное пособие для 10–11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.В. Драгунов [и др.]. – Минск : БелЭн им. П. Бровки, 2019.
  • Новик, И.М. Медицинская подготовка: учебное пособие для 10–11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И.М. Новик [и др.]. – Минск : БелЭн им. П. Бровки, 2019.

Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»:

  • «Допризывная подготовка. X–XI классы», «Медицинская подготовка. X–XI классы». – Минск : Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.
  • «Медицинская подготовка. X–XI классы». – Минск : Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.

Особенности организации образовательного процесса

     В соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (в редакции постановления Минобразования от 03.03.2018 № 10), при проведении учебных занятий класс делится на две группы (изучающие допризывную подготовку и медицинскую подготовку) вне зависимости от его наполняемости.

     Учебные занятия могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по одному учебному часу в неделю или блочным методом на базе центров допризывной подготовки (далее – центры).

     Центры создаются по решению учредителей (местных исполнительных и распорядительных органов).

     Организация работы в центрах осуществляется за счет концентрации учебных часов, квалифицированных кадров и учебно-материальной базы допризывной подготовки учреждений образования, прикрепленных к центру по территориальному признаку.

     Рекомендуется на базе центров проводить факультативные занятия и мероприятия военно-патриотической направленности.

     С целью повышения эффективности работы центров в 2019 году проводится конкурс на лучший центр допризывной подготовки по критериям и показателям деятельности, разработанным Министерством образования и Министерством обороны (письмо Министерства образования от 17.09.2018 №02-01-19/7901/дс направлено в структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования).

     В учреждениях общего среднего образования образовательный процесс по допризывной и медицинской подготовке должен быть обеспечен современными техническими средствами обучения и необходимым имуществом. При подготовке к учебным занятиям учитель может использовать макеты плакатов, учебно-методические материалы, систематизированные согласно содержанию учебной программы по учебному предмету «Допризывная подготовка» (переданы в областные (Минский городской) институты развития образования на электронных носителях).

     При проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» рекомендуется взаимодействовать с военными учебными заведениями (военными кафедрами), кадетскими училищами, региональными организациями ДОСААФ по использованию их материально-технической базы.

     На учебных занятиях необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное, прочное усвоение содержания учебного предмета, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике усвоенные знания. Все учебные занятия должны быть направлены на формирование у учащихся высоких морально-психологических качеств, воспитание дисциплинированности, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

     В целях организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и формирования у учащихся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов рекомендуется классы именовать взводами (взвод делится на два-три отделения). Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, назначаются командиры взводов и отделений. Каждое учебное занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к учебному занятию. На учебном занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к учителю допризывной подготовки (по воинскому званию при его наличии). С этой целью педагогическим работникам из числа офицеров, уволенных в запас, обеспечивающим образовательный процесс по допризывной подготовке, рекомендуется проводить учебные занятия, как правило, в военной форме одежды.

     На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности на уроках допризывной подготовки и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.

     Перед началом каждого практического занятия педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения занятия, в усвоении учащимися правил поведения и требований безопасности.

     Перед началом выполнения практических занятий по огневой подготовке учитель проводит обучение безопасным приемам обращения с оружием и делает соответствующую запись («ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў».

     При определении домашнего задания рекомендуется ориентироваться на примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» –«Допризывная подготовка. X–XI классы», «Медицинская подготовка. X–XI классы», где в графе 6 определено примерное домашнее задание по каждой теме. При этом надо учитывать, что объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей обучающегося.

     По окончании учебного года с учащимися X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор (медицинская практика) в объеме 30 учебных часов.

     Порядок проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики) определяется структурными подразделениями городских (районных) исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организаций охраны здоровья. Примерная программа проведения учебно-полевого сбора размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.

     Организация учебно-полевого сбора на базе оздоровительных, оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.

     Руководитель учебно-полевого сбора должен учитывать состояние здоровья учащихся, имеющих заболевания.

     В отдельных случаях по решению педагогического совета учреждения общего среднего образования допускается перенос сроков прохождения учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся.

     Медицинская практика с девушками может проводиться с использованием базы учреждений здравоохранения, региональных подразделений Белорусского Общества Красного Креста или региональных подразделений МЧС. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования. Примерная программа проведения медицинской практики размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.

     Темы занятий учебно-полевого сбора с юношами (медицинской практики – с девушками) записываются в классный журнал. По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляются отметки в классный журнал.

     Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).

     Решение о переводе учащихся Х класса в XI класс принимается педагогическим советом по завершении учебно-полевого сбора (медицинской практики) и после выставления годовой отметки по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

     При реализации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» следует также руководствоваться:

  • приказом Министра обороны Республики Беларусь от 18.06.2015 № 762 «О закреплении соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил за учреждениями образования Республики Беларусь»;
  • приказом Министра обороны Республики Беларусь от 04.07.2018 № 985 (с изменениями и дополнениями) «О закреплении военных учебных заведений и военных кафедр в учреждениях высшего образования за центрами допризывной подготовки»;
  • соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь от 09.12.2014.

     С целью повышения результативности работы, направленной на выбор военных специальностей, рекомендуется использовать информацию о порядке приема и специальностях обучения, которая размещена на портале Министерства обороны в разделе «Военное образование»:http://www.mil.by/ru/education и на сайтах учреждений образования: bsaa.by/applicants/poryadok-priema/voennyy-fakultet/ и др.

5. Организация методической работы

     На августовских предметных секциях учителей допризывной и медицинской подготовки рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  • учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по допризывной подготовке в 2019/2020 учебном году;
  • реализация межпредметных связей на уроках допризывной и медицинской подготовки как необходимое условие обеспечения качества усвоения учебного материала обучающимися;
  • формирование гражданско-патриотического сознания и нравственных ценностей учащихся X–XI классов посредством учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;
  • особенности проведения практических занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;
  • итоги работы методических формирований учителей допризывной подготовки в 2018/2019 учебном году, планирование методической работы на 2019/2020 учебный год.

     Методическим формированиям учителей допризывной и медицинской подготовки в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Преподавание допризывной и медицинской подготовкина основе компетентностного подхода».

     В течение учебного года на заседаниях методических объединений рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

  • профилактика травматизма и правила безопасного поведения на уроках допризывной подготовки;
  • использование ситуационных задач на учебных занятиях по тактической подготовке;
  • применение современных информационных технологий на учебных занятиях по допризывной и медицинской подготовке;
  • пути повышения мотивации учащихся к изучению учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;
  • реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;
  • планирование методической работы на 2019/2020 учебный год.

     Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 12 Общих положений единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 наниматель в порядке исключения может принимать на должность учителей допризывной (медицинской) подготовки лиц, имеющих специальные знания по соответствующему направлению деятельности.

     На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования и на основе тесного взаимодействия с районными (городскими) военными комиссариатами, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей.

     С января 2017 года на базе Института повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» за счет средств республиканского бюджета осуществляется целевая переподготовка учителей учреждений общего среднего образования, преподающих учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», имеющих высшее образование, опыт службы в силовых структурах, но не имеющих педагогической квалификации.

     Начиная с октября 2017 года на базе учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» 2 раза в год проводится повышение квалификации учителей допризывной подготовки, не обучавшихся на военных кафедрах учреждений высшего образования и не имеющих опыта военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и других воинских формированиях Республики Беларусь.

     С 1 сентября 2017 года учителям учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» засчитывается за стаж работы по специальности (в отрасли) период военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению офицерским составом, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, бывшего СССР, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, бывшего СССР (продолжительностью не более 5 лет).

Меню раздела

Календарь новостей