Приложение 18. Искусство.

Приложение 18

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»

1. Учебные программы

     В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

VVII классы:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). V–VII класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). V–VII классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). VІІ клас // Зборнік вучэбных праграм для VІI класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Искусство (отечественная и мировая художественная культура). VІІ класс // Сборник учебных программ для VІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

VІІI класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). VІІI клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). VІІI класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
  • Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). VІІІ клас // Зборнік вучэбных праграм для VІІI класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Искусство (отечественная и мировая художественная культура). VІІІ класс // Сборник учебных программ для VІІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

IX класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
  • Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура). IX клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Искусство (отечественная и мировая художественная культура).IХ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

     Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).

     Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2019/2020 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся IX класса.

2. Учебные издания

     В 2019/2020 учебном году будет использоваться новое учебное пособие для учащихся:

  • Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура): учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения (с эл. приложением) / С.И. Колбышева [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2019.
  • Колбышава, С.І. Мастацтва (айчынная і сусветная мастацкая культура) : вучэб. дапам. для 9 кл. устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з бел. мовай навучання (з эл. дадаткам) / С.І. Колбышава [і інш.]. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2019.

     Электронная версия учебного пособия размещена на национальном образовательном портале:http://e-padruchnik.adu.by/.

     Рекомендации по работе с новыми пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).

     Обращаем внимание, что в помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практикоориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и нацелены на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

     К 2019/2020 учебному году подготовлены новые издания для учителей серии «Компетентностный подход»:

  • Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). 5–6 классы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. ср. образования с бел. и рус. языками обучения / С.И. Колбышева [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2019. – 174 с.
  • Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). 7 класс. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. ср. образования с бел. и рус. языками обучения / С.И. Колбышева [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2019. – 96 с.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

      На ІІ ступени общего среднего образования учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» может изучаться на повышенном уровне. Дополнительные учебные часы (1 или 2 в неделю) целесообразно использовать для развития творческих способностей и формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся (таблица 1, 2).

Таблица 1

Рекомендации по изучению учебного предмета

«Искусство (отечественная и мировая художественная культура»

на повышенном уровне в VIII классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучение раздела (базовый уровень)

Количество часов на изучение раздела (повышен-ный уровень, +1 ч)

Количество часов на изучение раздела (повышен-ный уровень, +2 ч)

Замечания

(использование дополнительных часов)

Тайны искусства Средних веков

7

14

(7+7)

21

(7+14)

Расширение знаний о многообразии видов, жанров и выразительных средств в художественной культуре эпохи Средних веков

Искусство белорусских земель в Средневековье

4

8

(4+4)

12

(4+8)

Углубленное изучение достижений культуры белорусских земель средневекового периода

Художественная культура Возрождения

9

18

(9+9)

27

(9+18)

Расширение представлений о стилеобразующих элементах художественной культуры эпохи Возрождения

Барокко, рококо и классицизм в искусстве XVII–ХVIII веков

11

22

(11+11)

33

(11+22)

Совершенствование умений анализа художественных произведений в контексте проявления национального характера и национальной художественной школы

Художественная культура Беларуси в XVII–ХVIII веках

3

6

(3+3)

9

(3+6)

Обобщение знаний о своеобразии и особенностях художественного стиля белорусских мастеров в XVII–ХVIII веках

Творческий проект

1

2

(1+1)

3

(1+2)

Воплощение знаний и результатов художественного восприятия в практической творческой деятельности

Всего

35

70

105

 

Таблица 2

Рекомендации по изучению учебного предмета

«Искусство (отечественная и мировая художественная культура»

на повышенном уровне в IХ классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучение раздела (базовый уровень)

Количество часов на изучение раздела (повышен-ный уровень, +1 ч)

Количество часов на изучение раздела (повышен-ный уровень, +2 ч)

Замечания

(использование дополнительных часов)

Художественная культура ХIХ века: откровения и противостояния

5

10

(5+5)

15

(5+1)

Расширение знаний о многообразии видов, жанров и выразительных средств в художественной культуре ХIХ века

Искусство рубежа ХIХ–ХХ веков

3

6

(3+3)

9

(3+6)

Углубленное изучение достижений художественной культуры ХIХ–ХХ веков

Художественные эксперименты ХХ века

4

8

(4+4)

12

(4+8)

Расширение представлений о стилеобразующих элементах художественной культуры ХХ века

Искусство советской эпохи

3

6

(3+3)

9

(3+6)

Совершенствование умений анализа художественных произведений советской эпохи

Искусство рубежа тысячелетий: новые формы в новых реалиях

2

4

(2+2)

6

(2+4)

Обобщение знаний о своеобразии художественных проявлений начала ХХ века

Всего

17

34

51

 

4. Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–IХ классов. Примерное календарно-тематическое планирование для IХ класса размещено на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).

5. Особенности организации образовательного процесса

     Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VVI классов разработаны на основе принципа образно-тематической дифференциации. Основные смысло-содержательные аспекты искусства – человек и окружающий его мир – необходимо доступно и выразительно раскрывать с опорой на эмоционально-чувственную сферу учащихся. Следует избегать информационных перегрузок, исключить заучивание наизусть теоретических сведений, дидактически нецелесообразные письменные работы. В центре урока искусства должен быть процесс восприятия художественного произведения, определение средств художественной выразительности. Рекомендуется стимулировать учащихся к выражению своего отношения к художественному произведению в устном высказывании, диалоговых формах работы, художественно-творческой деятельности.

     Содержание учебного материала по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–VI классовявляется пропедевтическим, готовит учащихся к освоению учебного материала в VII–IХ классах.

     Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VIIIХ классов разработаны на основе историко-хронологического подхода. Учащиеся получают возможность соотносить художественные явления с основными историческими событиями, анализировать шедевры отечественной и мировой художественной культуры в контексте соответствующей исторической эпохи, наблюдать за изменениями основных тем, жанров, видов искусства, средств художественной выразительности в историко-культурной динамике. Значительную часть содержания учебных программ составляет искусство, созданное на белорусских землях.

     Обращаем особое внимание, что на изучение отечественной и мировой художественной культуры в IХ классе типовым учебным планом общего среднего образования отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в неделю (учебный предмет изучается в I полугодии).

     По учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» домашние задания для учащихся не задаются.Учебный материал должен быть усвоен на уроке. В дневник учащиеся записывают тему урока. Если на следующем уроке предусматривается практическая работа, то в скобках указываются художественные материалы, необходимые для ее выполнения. Например: Красота в искусстве и жизни (акварель).

     Аттестация учащихся V–IХ классов осуществляется без выставления отметок в баллах. Учащиеся V-IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» проходят текущую и итоговую аттестацию, результаты которой оцениваются отметками «зачтено» и «не зачтено».

     Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся V-IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» с выставлением отметок «зачтено» и «не зачтено» осуществляется один раз в четверти. Тема или темы для проверки и оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету, порядок проведения зачетного урока, место его проведения определяет учитель, осуществляющий образовательный процесс по учебному предмету.

     Проведение зачетного урока фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено» или «не зачтено», на правой странице классного журнала указывается дата проведения зачетного урока и тема (темы) зачетного урока (например: 20.10. Зачетный урок по теме «…»). При отсутствии учащегося на зачетном уроке учитель осуществляет тематический контроль результатов учебной деятельности этого учащегося в иные сроки. При этом отметка учащемуся в классный журнал выставляется в день проверки и оценки результатов его учебной деятельности.

     Годовая отметка учащимся V-IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» («зачтено» или «не зачтено») выставляется с учетом отметок по результатам тематического контроля в четвертях.

     Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, считаем необходимым активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.

     Обязательным условием является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.

     Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания.

6. Дополнительные ресурсы

     Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).

7. Организация методической работы

     Для организации деятельности методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования».

     Основными задачами методической работыв 2019/2020 учебном году являются:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов для повышения качества образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
  • внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре;
  • организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения на уроках отечественной и мировой художественной культуры;
  • обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
  • методическое сопровождение повышения профессионального мастерства учителей, их подготовки к аттестации.
  • В рамках организации методической работы с учителями отечественной и мировой художественной культуры в 2019/2020 учебном году особое внимание следует уделить созданию условий для совершенствования предметно-методических компетенций педагогов.

     В течение года рекомендуется:

  • провести не менее 4 заседаний методического объединения;
  • организовать работу творческих групп и иных методических формирований учителей отечественной и мировой художественной культуры с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов, повышения качества образовательного процесса по предмету;
  • создать условия для адаптации и развития молодых специалистов посредством обеспечения наставничества, работы школ молодых учителей.

     Деятельность методических формирований планируется в соответствии с кадровым потенциалом, профессиональными умениями и навыками, а также с учетом актуальных проблем и имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона.

     На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2019/2020 учебном году:

  • образовательные стандарты общего среднего образования;
  • особенности учебной программы по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для IX класса;
  • дидактический ресурс учебных изданий по отечественной и мировой художественной культуре для V–IX классов, их использование на уроках искусства;
  • особенности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе по отечественной и мировой художественной культуре;
  • содержание и учебно-методическое обеспечение программ факультативных занятий по отечественной и мировой художественной культуре для X–XI классов;
  • научно-методическая поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в предметных научно-методических журналах.

2. Анализ результатов работы методических формирований учителей отечественной и мировой художественной культуры в 2018/2019 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2019/2020 учебном году.

     В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей отечественной и мировой художественной культуры рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1. Развитие предметно-методических компетенций учителя отечественной и мировой художественной культуры в целях повышения качества образовательного процесса.

2. Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре.

3. Совершенствование умений использовать внутрипредметную и межпредметную интеграцию, синтез искусств в преподавании отечественной и мировой художественной культуры в целях развития творческого потенциала учащихся.

4. Формирование духовно-нравственной культуры и патриотическое воспитание учащихся в процессе преподавания отечественной и мировой художественной культуры.

5. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках отечественной и мировой художественной культуры при безотметочном обучении как условие их развития.

6. Особенности эффективного использования электронных средств обучения в образовательном процессе по отечественной и мировой художественной культуре.

7. Непрерывное развитие профессионально-педагогического потенциала учителя отечественной и мировой художественной культуры в процессе подготовки к аттестации, квалификационному экзамену.

8. Изучение белорусской художественной культуры, региональных культурных традиций в современном социокультурном контексте на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре (в рамках Года малой родины в Беларуси).

     На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями отечественной и мировой художественной культуры в 2019/2020 учебном году, тематика семинаров и повышения квалификации.

Меню раздела

Календарь новостей