Приложение 14. Химия.

Приложение 14

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета

«Химия»

1. Учебные программы

     В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

VII класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Хімія. VII–IX класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Химия. VII–IX классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Хімія. VІІ клас // Зборнік вучэбных праграм для VІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Химия. VІІ класс // Сборник учебных программ для VІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

VIII класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Хімія. VІІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Химия. VІІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
  • Хімія. VІІІ клас // Зборнік вучэбных праграм для VІІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Химия. VІІІ класс // Сборник учебных программ для VІІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

IX класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Хімія. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Химия. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
  • Хімія. IX клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Химия. IХ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

X, XI классы:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Хімія. Х–XІ класы (базавы ўзровень). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Химия. Х–XІ классы (базовый уровень). – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Хімія. Х–XІ класы (павышаны ўзровень). – Мінск, 2017 // Нацыянальны адукацыйны партал (https://adu.by).
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Химия. Х–XІ классы (повышенный уровень). – Минск, 2017 // Национальный образовательный портал (https://adu.by).

     Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2019/2020 учебном году по новой учебной программе будут учиться учащиеся IX класса.

     Новая учебная программа для IX класса не предусматривает изучения основ органической химии, которое перенесено в Х класс. Для первоначального знакомства с органическими веществами отводится три часа учебного времени в рамках темы «Неметаллы».

     В содержание учебной программы для IX класса внесены следующие изменения:

Тема 1. Повторение основных вопросов курса химии VIII класса (6 ч)

Включен раздел «Окислительно-восстановительные реакции»

Тема 2. Электролитическая диссоциация (11 ч)

Изучение данной темы перенесено из VIII в IX класс

Tема 3. Неметаллы (26 ч)

 

Наряду с ранее изучавшимся материалом, включены элементы содержания «химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, водой и кислотами»

Тема 4. Металлы (17 ч)

 

Изучение данной темы перенесено из VIII в IX класс. Наряду с ранее изучавшимся материалом, включен элемент содержания «понятие об электролизе на примере расплава NaCl»

Tема 5. Обобщение знаний (2 ч)

 

На изучение этой темы учебное время сокращено до двух часов, содержание ограничивается разделами «Химия вокруг нас. Химия и охрана окружающей среды»

     Рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в IX классе в соответствии с новой учебной программой размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

     В связи с тем, что по учебнику «Химия» / «Хімія» для X класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (И.Е. Шиманович [и др.]; под ред. И.Е. Шимановича. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013) в 2019/2020 учебном году будут учиться (первые 4 урока) учащиеся и X, и XI классов, учащимся X класса рекомендуется использовать электронную версию учебника, размещенную на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Электронная библиотека / Электронные версии учебников.

2. Учебные издания

     В 2019/2020 учебном году будет использоваться новое учебное пособие для IX класса:

Химия: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.Е. Шиманович [и др.]; под ред. И.Е. Шимановича. – Минск : Народная асвета, 2019.

Хімія: вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І.Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І.Я. Шымановіча. – Мінск : Народная асвета, 2019.

     Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by/).

     Особенностями нового учебного пособия по химии являются:

  • отбор и представление минимально необходимого и достаточного материала для качественного образования по учебному предмету. Обращаем внимание, что учебный материал, изложенный в учебном пособии, соответствует учебной программе и достаточен для получения отметок, соответствующих пятому уровню усвоения учебного материала;
  • использование различных форм предъявления учебной информации: сочетание элементов текста со схемами, таблицами, иллюстрациями;
  • реализация навигационной функции: наличие ссылок на компоненты УМК по учебному предмету, в частности на ЭОР, размещенный на национальном образовательном портале: http://e-vedy.adu.by/. Дополнительно ссылка снабжена пиктограммой QR-кода. Если учащийся предварительно зарегистрировался на национальном образовательном портале, то наведение на пиктограмму сканера QR-кода, встроенного в электронное устройство (смартфон, планшет), позволяет выйти на дополнительный учебный материал. Использование ЭОР будет способствовать формированию умения работать с различными источниками информации (находить нужную информацию, анализировать и интерпретировать ее, оценивать и использовать для решения поставленных задач).

     Ссылки на ЭОР в новом учебном пособии позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

     Обращаем внимание, что в помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практикоориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов.   Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

     К 2019/2020 учебному году подготовлены новые издания для учителей:

  • Химия. 7‒9 классы. Дидактические и диагносические материалы / Е.Я. Аршанский [и др.]; под ред. Е.Я. Аршанского. – Минск : Аверсэв, 2019.
  • Сборник контрольных и самостоятельных работ по химии. 8 класс / Е.А. Сеген [и др.]; под ред. Е.А. Сеген. – Минск : Аверсэв, 2019.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

     На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Химия» может изучаться на повышенном уровне. Дополнительное учебное время рекомендуется использовать для организации деятельности учащихся по приобретению опыта учебно-познавательной деятельности, для развития свойств и качеств личности учащихся, их творческих способностей и формирования на их основе предметных, метапредметных и личностных компетенций.

     При организации изучения в VIII–IX классах учебного предмета «Химия» на повышенном уровнеможно руководствоваться следующими рекомендациями (таблицы 12).

Таблица 1

Рекомендации по изучению учебного предмета «Химия»

на повышенном уровне в VIII классе

Тема

Количество часов на изучение темы на базовом уровне

Количество часов на изучение темы на повышенном уровне (добавление 1 часа)

Количество часов на изучение темы на повышенном уровне (добавление 2 часов)

Примечание

(виды работ)

Повторение основных вопросов курса химии VII класса. Количественные понятия в химии

10

15

(10+5)

20

(10+10)

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием

 

Важнейшие классы неорганических соединений

20

30

(20+10)

40

(20+20)

Изучение важнейших классов неорганических соединений, закрепление полученных знаний путем выполнения практико-ориентированных заданий повышенной сложности.

Решение задач, в том числе задач с межпредметным содержанием повышенной сложности

Строение атома и систематизация химических элементов

 

14

21

(14+7)

28

(14+14)

Изучение теории строения атома и периодического закона на повышенном уровне. Формирование представлений о периодическом законе как о важнейшем законе природы, знакомство с различными вариантами таблицы периодической системы.

Решение задач повышенной сложности на установление химического элемента.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием

Химическая связь

 

12

18

(12+6)

24

(12+12)

Изучение типов химической связи на повышенном уровне. Выполнение заданий на установление взаимосвязи между типом химической связи в соединении и его свойствами.

Решение задач на установление состава химического соединения и взаимосвязи с его свойствами

Растворы

 

12

18

(12+6)

24

(12+12)

Изучение темы «Растворы» на повышенном уровне.

Решение задач на установление состава растворов.

Решение задач на установление состава продуктов реакций, протекающих в растворах.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности

Резервное время

2

3

4

 

Всего

70

105

140

 

 

Таблица 2

Рекомендации по изучению учебного предмета «Химия»

на повышенном уровне в IX классе

Тема

Количество часов на изучение темы на базовом уровне

Количество часов на изучение темы на повышенном уровне (добавление 1 часа)

Количество часов на изучение темы на повышенном уровне (добавление 2 часов)

Примечание (виды работ)

Повторение основных вопросов курса химии VIII класса

6

 

9 (6+3)

12 (6+6)

 

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием. Совершенствование навыков написания уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов

Электролитиче-ская диссоциация

11

17 (11+6)

22 (11+11)

Изучение явления электролитической диссоциации на повышенном уровне, закрепление полученных знаний путем выполнения практико- ориентированных заданий.

Совершенствование умения написания уравнений реакций между растворами электролитов в молекулярной и ионной форме.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов

Неметаллы

32

48 (32+16)

64 (32+32)

Изучение химии элементов неметаллов на повышенном уровне. Решение задач повышенной сложности на избыток и недостаток; на расчет практического выхода продукта реакции

Металлы

 

17

25 (17+8)

34 (17+17)

Изучение химии элементов металлов на повышенном уровне.

Совершенствование умений характеризовать свойства простых веществ металлов и их соединений; способов их получения; явлений коррозии железа, электролиза расплавов солей металлов; жесткости воды. Выполнение заданий на установление взаимосвязи между неорганическими соединениями. Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов

Обобщение знаний

 

2

3 (2+1)

4 (2+2)

Изучение темы на повышенном уровне. Совершенствование умений характеризовать роль химии в решении экологических проблем.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов

Резервное время

2

3

4

 

Всего

70

105

140

 

     На III ступени общего среднего образования преподавание учебного предмета «Химия» может быть организовано на базовом либо повышенном уровне. Материалы в помощь учителю, разработанные в соответствии с учебной программой для X–XI классов (повышенный уровень), размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1/khimiya.html.

4. Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебномупредмету«Химия» для VII–IX, X, XI классов (Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019). Примерное календарно-тематическое планирование для IX класса размещено на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

5. Особенности организации образовательного процесса

     При организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия»обязательным является соблюдение Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26 (далее – Правила безопасности), которые устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

     В каждом кабинете химии должны быть:

  • инструкции по охране труда для лаборанта на отдельные виды работ и по пожарной безопасности;
  • плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой помощи;
  • средства индивидуальной защиты;
  • аптечки первой помощи;
  • первичные средства пожаротушения.

     Учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает его на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в Перечне мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 в редакции постановления от 28.05.2018 № 48). Количество реактивов в перечне должно быть указано в соответствии с нормами для обеспечения годичной потребности уроков химии (VII–XI классы).

     Приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам.

     Обращаем внимание на следующие требования безопасности при проведении учебных занятий в кабинете химии:

  • необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывание учащихся в лаборантской;
  • поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения;
  • не допускать хранения реактивов в таре без этикеток, в таре с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по стеклу;
  • уничтожение реактивов в таре без этикеток производить в соответствии с пунктами 66–71 Правил безопасности.

     На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим правилам безопасности при нахождении в кабинете химии и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.

     Перед началом выполнения лабораторного опыта, практической работы, демонстрационного опыта учитель проводит обучение безопасным приемам выполнения данного типа работы. Во всех случаях делается соответствующая запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў».

     Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Химия» осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

     Практические работы по химии предполагают совершенствование и проверку знаний и экспериментальных умений учащихся. Они проводятся, как правило, по окончании изучения определенной темы или ее блока, являются средством тематического контроля, осуществляемого в сочетании письменной и практической форм контроля. Отметки за практическую работу выставляются в тетради для практических работ всем учащимся, заносятся в классный журнал и учитываются при осуществлении промежуточной аттестации (выставлении отметки за четверть).

     На уроке, следующем после практической работы, проводится анализ ее результатов. При этом типичные ошибки, допущенные учащимися как при выполнении эксперимента, так и при оформлении отчета, обсуждаются фронтально. При необходимости учащиеся делают записи в тетрадях для практических работ.

     Лабораторные опыты носят обучающий характер, проводятся при изучении нового материала с целью формирования новых знаний, а также формирования, закрепления и совершенствования экспериментальных умений учащихся. Как правило, отметки за отчеты о выполнении лабораторных опытов не выставляются.

     Для выполнения обучающих, практических и контрольных работ по учебному предмету «Химия» учащимся рекомендуется иметь 3 тетради
(1 тетрадь для обучающих и лабораторных работ, 1 тетрадь для практических работ и 1 тетрадь для контрольных работ).Допускается при выполнении обучающих, практических и лабораторных работ использование тетрадей на печатной основе, имеющих соответствующий гриф. Использование тетрадей на печатной основе является необязательным.

     Обращаем внимание, что с целью предупреждения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания необходимо строго дозировать его объем; разъяснять учащимся содержание, порядок и приемы выполнения домашних заданий. При выборе домашнего задания рекомендуем ориентироваться на примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Химия» для VII–XI классов, где в графе «Домашнее задание» определено конкретное задание по каждой теме, при этом основной учебный материал должен быть изучен на уроке.

     Проектные и творческие задания с использованием различных источников информации, в том числе интернет-источников, могут быть предложены для самостоятельного выполнения дома только по желанию учащихся.

6. Организация методической работы

     Для методической работы с учителями химии (на уровне района и учреждений образования) в 2019/2020 учебном году предлагается общая методическая тема «Развитие предметно-методических компетенций учителей химии в условиях обновления содержания образования».

     В течение года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений учителей химии, организовать работу школы молодого учителя, школы совершенствования педагогического мастерства, творческой группы и иных методических формирований, деятельность которых планируется с учетом кадрового состава педагогических работников, а также на основе интересов и запросов учителей, их профессиональных умений и навыков.

     Обращаем внимание, что недопустимо требовать различные письменные анализы и отчеты о проведенных методических мероприятиях.

     На августовских предметных секциях учителей химии рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по химии в 2019/2020 учебном году:

  • образовательные стандарты общего среднего образования;
  • обновленные учебные программы для IX класса по предмету «Химия»;
  • новые учебные пособия по химии и особенности работы с ними;
  • эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебному предмету «Химия».

2. Анализ результатов работы методических формирований учителей химии в 2018/2019 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2019/2020 учебном году.

     В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей химии рекомендуется рассмотреть следующие темы:

1. Пути совершенствования предметно-методических компетенций учителей химии.

2. Формирование читательской и естественнонаучной грамотности учащихся в процессе решения компетентностно-ориентированных задач на уроках химии.

3. Развитие исследовательских компетенций педагогов.

4. Эффективное использование электронных образовательных ресурсов при изучении химии.

5. Результативное оценивание учащихся посредством использования приемов обратной связи, взаимооценки и самооценки.

6. Повышение профессиональной компетенции учителей химии в процессе аттестации.

7. Эффективность самообразовательной деятельности учителей химии в совершенствовании предметно-методических компетенций.

     С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций педагогов в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2019/2020 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

     Подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями химии в 2019/2020 учебном годубудут размещены на сайте Академии последипломного образования www.academy.edu.by.

Меню раздела

Календарь новостей