Приложение 13. Астраномия.

Приложение 13

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета

«АСТРОНОМИЯ»

1. Учебные программы

     В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

  • Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Фізіка. Х–XІ класы (базавы ўзровень). Астраномія. XІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Физика. Х–XІ классы (базовый уровень). Астрономия. XІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Астрономия» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

2. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

     Учебный предмет «Астрономия» может изучаться на повышенном уровне. В этом случае дополнительный час используется для решения задач практической направленности и проведения астрономических наблюдений.

3. Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование:

  • «Физика. Астрономия. X-XI классы» (Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2018);
  • «Фізіка. Астраномія. VII–XI классы» (Мінск : Нац. ін-т адукацыі, Аверсэв, 2019).

     Примерное календарно-тематическое планирование размещено на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

4. Особенности организации образовательного процесса

     Астрономические наблюдения являются практическими работами, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. В примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету «Астрономия» представлены следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)». В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеурочное время, для организации их проведения необходимо:

1) издать приказ руководителя учреждения образования об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца;

2) поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

     Напоминаем, что при проведении астрономических наблюдений по учебному предмету «Астрономия» осуществляется деление класса на две группы в соответствии с пунктами 54, 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

     При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы статьи «Астрономические наблюдения в 2019 году» авторов В.А. Голубева, И.В. Галузо (научно-методический журнал «Фізіка», № 6, 2018).

     Обращаем внимание, что учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная функция домашнего задания – закрепление знаний и умений. С целью предупреждения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания необходимо строго следить за его дозировкой, при необходимости разъяснять учащимся на уроке содержание, порядок и приемы выполнения домашних заданий. Задания творческого характера, предусматривающие работу с дополнительными источниками информации, должны выполняться только по желанию учащихся. Объем домашнего задания должен соответствовать санитарным нормам с учетом его объема по другим учебным предметам и возможностью выполнения домашнего задания по всем предметам в VII–VIII классах за 2,5 часа, в IX–XI классах за 3 часа.

     В календарно-тематическом планировании представлен примерный объем домашнего задания, который по временным затратам соответствует санитарным нормам.

5. Организация методической работы

     На заседаниях методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется обсудить следующие актуальные вопросы:

1. Пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии по астрономии.

2. Использование учащимися астрономических знаний и умений в ходе решения практических жизненных задач.

3. Методы и приемы организации контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика на уроке астрономии.

4. Методика проведения простейших наблюдений астрономических явлений.

5. Методические особенности применения сетевых образовательных ресурсов по астрономии на учебном занятии.

6. Определение оптимального объема домашнего задания по астрономии исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся.

     С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций педагогов в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2019/2020 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

     Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2019/2020 учебном году размещены на сайте ГУО «Академия последипломного образования»(www.academy.edu.by).

 

Меню раздела

Календарь новостей