Приложение 10. География.

Приложение 10

 

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебнОГО предмета «География»

 

1. Учебные программы

В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

Класс

VI

VII

VIII

IX

Х

XI

базов. уров.

повыш. уров.

базов. уров.

повыш. уров.

Год утверждения (издания) учебной программы

2017

2017

2019

2019

2020

2020

2021

2021

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образовательных программ общего среднего образования в 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.

Содержание учебной программы по учебному предмету «География» для XI класса (базовый и повышенный уровни) представлено двумя разделами: «Геоэкологические проблемы географической оболочки» и «Социально-экономические глобальные проблемы».

2. Учебные издания

В 2021/2022 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:

Вітчанка, А.М. Геаграфія. Глабальныя праблемы чалавецтва: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання, з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню / А.М. Вітчанка, К.А. Анціпава, В.М. Гузава. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021;

Витченко, А.Н. География. Глобальные проблемы человечества: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / А.Н. Витченко, Е.А. Антипова, О.Н. Гузова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021.

На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии данных учебных пособий.

Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса размещено на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

К 2021/2022 учебному году подготовленыновые издания:

Политическая карта мира: электронное учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Белкартография, 2020 (размещено на национальном образовательном портале:http://maps.adu.by);

География. 10–11 классы. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / П.С. Лопух, А.В. Климович, Л.Г. Ольгомец. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «География» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

На II ступени общего среднего образования учебный предмет «География» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения географии на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

При изучении учебного предмета «География» в X и XI классах на повышенном уровне используются электронные приложения для повышенного уровня, размещенные на ресурсе (http://profil.adu.by).

Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

4. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

При реализации учебной программы по учебному предмету «География» необходимо предусмотреть достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: восприятие планеты Земля как общего дома для многих народов; уважительное отношение к многообразию народных традиций, культур, религий; осознание принадлежности к своей стране – Республике Беларусь, к белорусскому народу; сформированность нравственных ценностных ориентаций; обладание национальным самосознанием, гражданственностью, чувством патриотизма, интеллектуальной, духовно-нравственной, экономической и экологической культурой; соблюдение принятых в обществе правовых и морально-этических норм; потребность руководствоваться правилами охраны окружающей среды и рационального природопользования; стремление к непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе учета своих возможностей, способностей и интересов.

При формулировке воспитательных задач учебного занятия следует ориентироваться на личностные образовательные результаты.

В содержании учебного предмета «География» на достижение личностных образовательных результатов в наибольшей мере ориентированы темы, формирующие у учащихся географическую культуру и систему знаний о природных и социально-экономических процессах в мире, отдельных регионах, странах, в том числе в Республике Беларусь. Вместе с тем при изучении каждой темы учебной программы необходимо создавать условия для формирования у учащихся познавательно-интеллектуального мировоззрения, патриотизма, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности в учебе и труде, инициативности, нравственного отношения к природе и окружающим людям.

Содержание учебного предмета «География» обладает потенциалом для воспитания у учащихся бережного отношения к окружающей среде, собственному здоровью, безопасности жизнедеятельности; позволяет формировать экологическую культуру учащихся.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким заданиям, которые своим содержанием способствуют формированию чувства гордости за свою страну и белорусский народ; гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, культуры семейных отношений.

Важным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках географии является краеведение. Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, рекомендуется активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс.

С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам. Данный перечень размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания.

Обязательным условием реализации воспитательного потенциала экскурсий является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с экскурсионными объектами. С этой целью в перечне экскурсионных объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.

Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: перевернутый урок, создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, диспуты, турниры, викторины, конкурсы, пресс-конференции, творческие мастерские, проекты и др.

Особое внимание при обучении географии необходимо обратить на формирование у учащихся умений локализовать изучаемые географические объекты и явления в пространстве, «читать» географическую карту, использовать ее как источник знаний. Работа с учебными картами в процессе изучения географии является обязательной. Сформированность картографических умений и навыков учащихся – одно из требований к результатам учебной деятельности учащихся по учебному предмету «География». С целью эффективного формирования у учащихся картографических умений и навыков следует использовать учебные настенные карты, учебные атласы, контурные карты.

Обращаем внимание, что учебные картографические издания необходимо использовать на всех этапах обучения: при изучении нового учебного материала, закреплении и обобщении изученного материала, проверке знаний и умений. Перечень учебных настенных карт, учебных атласов и контурных карт, которые могут использоваться в образовательном процессе по учебному предмету «География», изданных РУП «Белкартография», размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / География.

5. Дополнительные ресурсы

Полезную информацию при подготовке к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:

https://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;

http://www.belstat.gov.by/ – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь;

http://minpriroda.gov.by/ru/ – официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

http://www.minprom.gov.by/ – официальный сайт Министерства промышленности Республики Беларусь.

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

6. Организация методической работы

При планировании методической работы с учителями географии в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития географического образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.

Для организации деятельности методических формирований учителей географии в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей географии по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях учителей географии рекомендуется обсудить следующие вопросы.

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «География» в 2021/2022 учебном году:

учебная программа по учебному предмету «География» для XI класса, особенности изучения географии в XI классе;

функциональные возможности учебного пособия по географии для XI класса, особенности работы с ним;

эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по географии;

воспитательный потенциал урока географии;

единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе по географии.

2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:

анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;

организация работы методической сети учителей географии в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.

На заседаниях методических формирований учителей географии рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы методики преподавания географии, использования современных технологий визуализации в образовательном процессе с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

визуализация учебной информации в образовательном процессе по географии;

повышение эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством визуализации учебной информации по географии;

формирование метапредметных и предметных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации по географии;

визуализация как средство формирования географических понятий;

географическая карта как визуальная модель территории;

моделирование современного урока географии с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей географии по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

Меню раздела

Календарь новостей