Приложение 4. Иностранные языки.

Приложение 4

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета «Иностранный язык»

 

1. Учебные программы

В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

III класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III–IX класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III–IX классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III клас // Зборнік вучэбных праграм для III класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III класс // Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

IV класс:

  • Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). IV клас // Зборнік вучэбных праграм для IV класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). IV класс // Сборник учебных программ для IV класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

VVІІ классы:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III–IX класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III–IX классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VII клас // Зборнік вучэбных праграм для VII класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). VII класс // Сборник учебных программ для VII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

VIII класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VIII клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). VIII класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
  • Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VIII клас // Зборнік вучэбных праграм для VIII класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). VIII класс // Сборник учебных программ для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

IX класс:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). IX клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). IX класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
  • Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). IX клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). IХ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

X, XI классы:

  • Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская. X–XI класы (базавы і павышаны ўзроўні). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
  • Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). X–XI классы (базовый и повышенный уровни). – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
  • Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.
  • В связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования на основе реализации компетентностного подхода в 2019/2020 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся IX класса.
  • В содержание учебной программы (IXкласс)внесены следующие изменения:
  • пересмотрен и скорректирован материал для продуктивного и рецептивного усвоения грамматических явлений;
  • коммуникативная задача «Рассказать и расспросить о …» подразделена на «Рассказать о …», «Расспросить о …», «Описать …», «Назвать …»;
  • конкретизированы и уточнены коммуникативные задачи в следующих темах:

«Мир моды»:

     Высказать мнение относительно школьной формы и обосновать его (базовый и повышенный уровни);

«Учеба»:

     Обсудить возможности дальнейшего образования (базовый и повышенный уровни). Доказать важность хорошей учебы для выбора будущей профессии (повышенный уровень);

«Современные средства коммуникации»:

     Рассказать о наиболее значимых научных изобретениях в сфере коммуникаций (компьютер, мобильный телефон, Интернет) (базовый и повышенный уровни). Высказать предположение о перспективах развития средств коммуникации (повышенный уровень);

«Культурный досуг»:

     Рассказать о различных формах досуга (базовый и повышенный уровни). Объяснить свои предпочтения в сфере досуга (базовый и повышенный уровни). Расспросить (зарубежного) друга о предпочтениях в сфере досуга (базовый и повышенный уровни). Рассказать об интересных музеях (базовый и повышенный уровни). Посоветовать посетить музей (базовый и повышенный уровни). Поделиться впечатлениями о посещении культурного мероприятия (повышенный уровень). Расспросить о посещении музея / театра / кинотеатра (базовый и повышенный уровни);

«Погода и климат»:

     Дать краткий прогноз погоды (базовый и повышенный уровни). Обсудить планы на отдых с учетом прогноза погоды (базовый и повышенный уровни). Сообщить о стихийных бедствиях в различных регионах мира (повышенный уровень).

     Рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык» в соответствии с обновленными учебными программами в 2019/2020 учебном году размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

  1. Учебные издания

В 2019/2020 учебном году будут использоваться новые учебные пособия для учащихся.

Английский язык

  1. Английский язык : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  2. Английский язык: учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  3. Англійская мова : вучэб. дапам. для 4-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам. У 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Лапіцкая [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019.
  4. Англійская мова: вучэб. дапам. для 4-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам У 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Лапіцкая [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019.
  5. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Н. В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  6. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н. В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  7. Юхнель, Н.В. Английский язык : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  8. Юхнель, Н.В. Англійская мова : вучэб. дапам. для 10-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : з электронным дадаткам / Н. В. Юхнель, А. Г. Навумава, Н. В. Дземчанка. Мінск : Вышэйшая школа, 2019.

Немецкий язык

  1. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 (с электронным приложением) / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  2. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 (с электронным приложением) / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  3. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 4-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. У 2 ч. Ч. 1 (з электронным дадаткам) / А.П. Будзько, І.Ю.Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019.
  4. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 4-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. У 2 ч. Ч. 2 (з электронным дадаткам) / А.П. Будзько, І.Ю.Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019.
  5. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  6. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  7. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 : (с электронным приложением) / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  8. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  9. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  10. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Е. Лаптева [и др.]. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  11. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : (с электронным приложением) / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  12. Будзько, А.П. Нямецкая мова : вучэб. дапам. для 11-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : (з электронным дадаткам) / А.П. Будзько, І.Ю.Урбановіч. – Мінск : Вышэйшая школа, 2019.

Французский язык

  1. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  2. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  3. Вадюшина, Д.С. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. / Д.С. Вадюшина. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  4. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень): с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Т.В. Поборцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  5. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень): с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Т.В. Поборцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  6. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень): с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Е.В. Рябцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  7. Колосовская, И.Г. Французский язык / Французская мова : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень): с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Колосовская, Н.В. Скибская, Е.В. Рябцева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.

Испанский язык

  1. Гриневич, Е.К. Испанский язык / Іспанская мова : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белор. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч.1 / Е.К. Гриневич, Л.Н. Бахар. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  2. Гриневич, Е.К.Испанский язык / Іспанская мова : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с белор. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Е.К. Гриневич, Л.Н. Бахар. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  3. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина, Г.К. Карпиевич. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  4. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина, Г.К. Карпиевич. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  5. Гриневич, Е.К. Испанский язык / Іспанская мова: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения(с электронным приложением) / Е.К. Гриневич, О.В. Янукенас. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  6. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина, Г.К. Карпиевич. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.
  7. Цыбулёва, Т.Э. Испанский язык / Іспанская мова: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повышенный уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Т.Э. Цыбулёва, О.А. Пушкина, Г.К. Карпиевич. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019.

Китайский язык

  1. Китайский язык / Кітайская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Пониматко, А.П. [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  2. Китайский язык / Кітайская мова : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Пониматко, А.П. [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  3. Китайский язык / Кітайская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Пониматко, А.П. [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.
  4. Китайский язык / Кітайская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Пониматко, А.П. [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2019.

     Учебные пособия по иностранным языкам издаются с электронным приложением. Скрипты текстов для восприятия и понимания речи на слух размещены на национальном образовательном портале (https: // www.adu.by / Электронная библиотека / Электронные учебные издания / Звуковые приложения к учебным пособиям; Тексты для восприятия и понимания речи на слух к учебным пособиям)или в электронных приложениях к учебно-методическим пособиям для учителей.

     Особенности учебных пособий заключаются в:

  • реализации компетентностного подхода к отбору и предъявлению учебного материала (направленность содержания учебного материала на формирование межкультурной компетенции наряду с коммуникативной в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной);
  • расширении возможностей стимулирования познавательной активности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, дифференциации их интересов;
  • наличии навигационного аппарата (ссылок на другие компоненты УМК по учебному предмету: печатные и электронные). В навигационном аппарате учебных пособий по иностранным языкам используется новый элемент – QR-код (графическое изображение ссылки), который позволяет получить доступ к ЭОР через специальное приложение на электронном планшете, мобильном телефоне;
  • разных формах предъявления учебной информации: словесный текст, иллюстрации, карты, таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.

     Учебные пособия по немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам разработаны на ситуативно-тематической основе. Основной структурной единицей учебного пособия является глава, в которой выделяются тематические разделы. Содержание разделов способствует выполнению коммуникативных задач, указанных в учебной программе. Учитель самостоятельно планирует учебное время, отводимое на изучение той или иной темы, ориентируясь на примерное календарно-тематическое планирование, рекомендации в учебно-методических пособиях для учителей.

     Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

     К 2019/2020 учебному году подготовлено новое издание для учителей английского языка:

  • Демченко, Н.В. Английский язык в 5 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : (повышен. уровень) / Н. В. Демченко, Э. В. Бушуева, Т. Ю. Севрюкова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019.

     Обращаем внимание, что в помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практикоориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Ипользование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Иностранный язык» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

     Как на базовом, так и на повышенном уровне изучения иностранного языка отбор содержания образования должен обеспечивать формирование у учащихся готовности к межкультурному диалогу, взаимопониманию, воспитывать у них уважительное отношение к иным культурам, развивать способность передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.

     При изучении иностранного языка на базовом уровне учащимся предлагается решать коммуникативные задачи преимущественно в стандартных ситуациях (например, описать свой дом/квартиру или сравнить виды жилья в Республике Беларусь и стране изучаемого языка).

     При изучении иностранного языка на повышенном уровне учащиеся должны решать проблемные задачи на основе более глубоких социокультурных и/или энциклопедических знаний.

     При обучении иностранному языку на повышенном уровне особое внимание уделяется овладению разговорными нормами изучаемого языка, навыками самостоятельной работы с иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к самообразованию и приобретению личного опыта иноязычного общения; развитию качеств личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации.

     Для базового и повышенного уровней изучения иностранного языка предусмотрен учебный материал в рамках одних и тех же сфер общения и одного и того же предметно-тематического содержания. Различие при изучении иностранного языка на базовом и повышенном уровнях определяется объемом продуктивного и рецептивного словаря, количеством грамматического материала, подлежащего продуктивному усвоению, количеством решаемых коммуникативных задач и степенью их сложности.

     В 2019/2020 учебном году в V–VII классах базовой школы, средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в VIII–IX классах всех видов учреждений общего среднего образования предусмотрена возможность увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка (не более чем на 2 часа).

     Дополнительное учебное время должно быть использовано для:

  • совершенствования навыков и развития умений устной речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
  • увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем предметно-тематического содержания;
  • повышения степени подготовленности обучающихся к адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран изучаемого языка:
  • осуществления речевого и неречевого поведения, адекватного нормам и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;
  • повышения уровня готовности обучающихся к самообразовательной деятельности по овладению иностранным языком;
  • совершенствования компенсаторных умений во всех видах речевой деятельности;
  • развития учебно-познавательных умений.

     При обучении иностранному языку в объеме 4 (5) учебных часов в неделю необходимо ориентироваться на программные требования к изучению иностранного языка на повышенном уровне.

     Для реализации поставленных задач рекомендуется использовать учебные пособия по иностранным языкам для базового или повышенного уровня, которые имеются в школьных библиотечных фондах, а также электронные версии учебных пособий (http://e-padruchnik.adu.by),УМК для факультативных занятий, дидактические и диагностические материалы, дополнительные учебные материалы, разработанные авторами УМК для соответствующих классов. https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IV, V–XI классы).

4. Примерное календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Иностранный язык»: «Английский язык. 3–9 классы» (базовый уровень); «Английский язык. 10–11 классы» (базовый и повышенный уровни); «Немецкий язык. 3–9 классы» (базовый уровень); «Немецкий язык. 10–11 классы» (базовый и повышенный уровни).

     На национальном образовательном портале (https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы) размещено примерное календарно-тематическое планирование:

  • для IX класса (базовый и повышенный уровни) по английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам;
  • для X-XII вечерних классов по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

5. Особенности организации образовательного процесса

    Организация образовательного процесса по иностранному языку предполагает всестороннее использование коммуникативных технологий (проекты, интервью, ролевые игры, дискуссии, дебаты, конференции, конкурсы, драматизации и др.). Целесообразно активно использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности внеурочной деятельности, что способствует созданию условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, активизации познавательной деятельности учащихся, их речевого взаимодействия, развития творческого потенциала.

     Принципиально важно регулярно использовать технологии обучения, позволяющие моделировать ситуации иноязычного речевого общения, обеспечивающие максимально возможную степень самостоятельности обучающихся в интерпретации явлений межкультурной коммуникации.

     При организации образовательного процесса по китайскому языку следует взаимодействовать с Республиканским институтом китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета (https://rci.bsu.by/), Институтом Конфуция Минского государственного лингвистического университета (http://ci.mslu.by).

     Деление класса на группы при организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. При реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее девяти учащихся. По решению управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа, допускается деление класса на группы с меньшей наполняемостью за счет учебных часов, которые установлены типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

     Таким образом, местным органам управления образованием предоставлена возможность осуществлять деление на группы исходя из особенностей конкретного учреждения образования (контингента учащихся, количества учителей, количества учебных кабинетов, сменности учебных занятий и др.).

     При делении на группы класса, в котором изучаются два иностранных языка, деление на две группы проводится следующим образом: при наполняемости класса не менее 18 учащихся (например, английский язык изучают 11 учащихся, немецкий язык – 7 учащихся) на одну группу выделяется 3 или 5 учебных часов (в зависимости от уровня изучения – базового или повышенного) по типовому учебному плану общего среднего образования, а на вторую группу выделяется аналогичное количество учебных часов (3 или 5) в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.

     Деление группы/класса, в которой/ом, например, 12 учащихся изучают английский язык, возможно на две группы за счет учебных часов, предназначенных типовым учебным планом для проведения факультативных занятий.

     В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися V–XI (XII) классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в данном учреждении образования, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся дополнительно выделяется не менее 3 часов в неделю на класс. Учащиеся, которые продолжают изучение ранее изучаемого иностранного языка, не учитываются при определении количества групп при делении соответствующего класса на группы для проведения учебных занятий по иностранному языку, который изучается в данном учреждении образования.

     Предметом контроля и оценки на уроке иностранного языка должны быть виды речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо/письменная речь) и составляющие коммуникативной компетенции (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная).

     Учебное время на уроке используется преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи. Рекомендуется вводить и закреплять новый лексический и грамматический материал в коммуникативных ситуациях; увеличивать на уроке время речевой активности каждого учащегося за счет организации работы в парах, группах; обучать чтению и аудированию с обязательным соблюдением предтекстового, текстового и послетекстового этапов работы.

     Особое внимание следует уделять соблюдению требований учебной программы, где определены виды письменных работ для каждого года обучения. При выполнении большого количества письменных заданий нарушается коммуникативный характер урока, ухудшается качество решения основных учебных задач. При проверке результатов учебных достижений учащихся учитель должен отдавать предпочтение устным формам контроля.

     В обучении иностранному языку рекомендуется чередование и сочетание различных видов домашних заданий: устные, письменные, обязательные, по выбору, общие, дифференцированные, индивидуальные, комбинированные, творческие. Домашним заданиям творческого характера предшествует подготовительная работа на уроке.

     Домашние задания должны быть разнообразными не только по форме, но и по виду планируемой деятельности учащихся. В учебно-методических пособиях для учителей, которые являются обязательным компонентом УМК, предлагаются варианты домашнего задания, которые учитель может выбрать в зависимости от того, что выполнено на уроке в каждой конкретной группе / конкретном классе.

     С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения.

     Страницы классного журнала заполняются на том языке, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования. При заполнении графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается один раз название темы согласно учебной программе, а на последующих учебных занятиях поэтапно обозначаются конкретная ситуация общения и вид речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо / письменная речь). Допускается записывать на иностранном языке языковой материал, представленный в учебных программах, например:

  • Принципы здорового питания. Говорение.
  • Роль семьи в обществе. PresentSimple.

     Название факультативных занятий записывается в журнале в соответствии с названием соответствующей учебной программы, например:

  • художественно-речевая деятельность на иностранном языке
  • второй иностранный язык (испанский).

6. Дополнительные ресурсы

     Информацию по подготовке к учебным занятиям можно найти на интернет-ресурсах: https://www.adu.by, https://www.belarus.by/ru, http://www.belstat.gov.by/ и др.

7. Выпускной экзамен

     Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году будет проводиться в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

     Выпускной экзамен призван оценить уровень практического владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом и учебной программой. Объектом итоговой аттестации учащихся является владение коммуникативной компетенцией.

     При подготовке к экзамену необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования: www.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее образование / Совершенствование организации образовательного процесса по иностранным языкам.

     Для подготовки учащихся к обязательному выпускному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования изданы материалы по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

     В соответствии со шкалой Общеевропейских компетенций учащиеся, изучавшие иностранный язык на базовом уровне, должны овладеть иностранным языком на уровне А2 (прочное элементарное владение), а изучавшие его на повышенном уровне – уровня В1+/В2 (самостоятельное владение).

8. Организация методической работы

     В 2019/2020 учебном году для методической работы с учителями иностранного языка (на уровне района и учреждения образования) предлагается общая методическая тема«Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования по учебному предмету “Иностранный язык”».

     В течение года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений учителей иностранных языков, организовать работу школы молодого учителя, школы совершенствования педагогического мастерства, творческой группы и иных методических формирований, деятельность которых планируется с учетом кадрового состава педагогических работников, а также на основе интересов и запросов учителей, их профессиональных компетенций.

     Обращаем внимание, что недопустимо требовать различные письменные анализы и отчеты о проведенных методических мероприятиях.

     На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  • требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального, базового и среднего образования по учебному предмету «Иностранный язык»;
  • обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по учебному предмету «Иностранный язык» для IX класса;
  • результаты работы районных методических формирований учителей иностранных языков на 2018/2019 учебный год;
  • планирование работы методических формирований на 2019/2020 учебный год, мероприятий по внедрению в образовательный процесс эффективных методик обучения иностранным языкам в учреждениях общего среднего образования.

     На заседаниях методических формирований учителей иностранных языков рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

  1. Пути совершенствования предметно-методических компетенций учителя иностранного языка.
  2. Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития иноязычной межкультурной компетенции учащихся на учебных занятиях по иностранному языку.
  3. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей на учебных занятиях как условие достижения предметных и метапредметных результатов обучения учащихся.
  4. Современные методики обучения иностранному языку на базовом, повышенном уровнях изучения учебного предмета.
  5. Развитие речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством информационно-коммуникационных технологий.
  6. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
  7. Презентация результатов самообразовательной деятельности учителей иностранных языков (мастер-классы, стендовые доклады и др.).

     Для учителей иностранных языков учреждений общего среднего образования предлагаются образовательные программы повышения квалификации на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by),Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» (http://www.ipk.mslu.by/).

Меню раздела

Календарь новостей