Приложение 3. Русский язык и литература.

Приложение 3

Особенности организации образова Тельного процесса при изучении учебных предметов «русский язык» и «русская литература»

 

  1. Учебные программы

В 2019/2020 учебном году будут использоваться следующие учебные программы:

Vкласс

  • Русский язык. V класc: учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – Минск, 2019 // национальный образовательный портал (https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык). 
  • Русская литература.V класc : учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – Минск, 2019 // национальный образовательный портал (https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русская литература). 

VIкласс

  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. V–IX классы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
  • Русская литература.VI класc : учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – Минск, 2019 // национальный образовательный портал (https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русская литература).

VII класс

  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. V–IX классы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. 
  • Русский язык. VІІ класс // Зборнік вучэбных праграм для VІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017. 
  • Русский язык. VІІ класс // Сборник учебных программ для VІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. 
  • Русская литература. VІІ класс // Зборнік вучэбных праграм для VІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017. 
  • Русская литература. VІІ класс // Сборник учебных программ для VІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. 

VIII класс

  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. VІІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. 
  • Русский язык. VІІІ класс // Зборнік вучэбных праграм для VІІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018. 
  • Русский язык. VІІІ класс // Сборник учебных программ для VІІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. 
  • Русская литература. VІІІ класс // Зборнік вучэбных праграм для VІІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018. 
  • Русская литература. VІІІ класс // Сборник учебных программ для VІІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. 

IX класс:

  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. IX класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. 
  • Русский язык. IX класс // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019. 
  • Русский язык. IX класс // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
  • Русская литература. IX класс // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019. 
  • Русская литература. IX класс // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т. образования, 2019.

X, XI классы: 

  • Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. Х–XІ классы (базовый уровень). – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для X класса (повышенный уровень) // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас (павышаны ўзровень). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2015. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для X класса (повышенный уровень) // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень).– Минск : Нац. ин-т образования, 2015. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для X класса (повышенный уровень) // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас (павышаны ўзровень). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2015. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для X класса (повышенный уровень) // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень).– Минск : Нац. ин-т образования, 2015. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для XI класса (повышенный уровень) // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас (павышаны ўзровень). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2016. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для XI класса (повышенный уровень) // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс (повышенный уровень).– Минск : Нац. ин-т образования, 2016. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для XI класса (повышенный уровень) // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас (павышаны ўзровень). – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2016. 
  • Учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для XI класса (повышенный уровень) // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс (повышенный уровень).– Минск : Нац. ин-т образования, 2016. 
  • Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

Учебный предмет «Русский язык»

     Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2019/2020 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся IXкласса.

     В содержание учебной программы внесены следующие изменения:

  • добавлен 1 час на изучение раздела «Жанры речи» (3 ч на отзыв и 1 ч на реферат);
  • количество часов на изучение темы «Общая характеристика сложного предложения» уменьшено на 1 час;
  • темы «Синтаксическая синонимия», «Значение сложного предложения», «Средства связи и их роль в сложном предложении», «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение», имеющие теоретическое значение и не оказывающие существенного влияния на практическую речевую деятельность, переведены на уровень ознакомления;
  • уточнены виды деятельности учащихся;
  • распределены по темам и конкретизированы основныетребования к результатам учебной деятельности учащихся.

Кроме того, внесены изменения в учебную программу для Vкласса:

  • уменьшено количество часов на изучение тем: «Культура устной и письменной речи» на 1 час, на тему «Речевая ситуация. Стили речи» на 1 час, на тему «Текст» на 2 часа;
  • добавлено по 2 часа на изучение тем «Фонетика» и «Орфография»;
  • темы «Исконно русские и заимствованные слова», «Профессиональные слова и термины», «Устаревшие слова», «Неологизмы», имеющие теоретическое значение и не оказывающие влияния на практическую речевую деятельность, переведены на уровень ознакомления.

Учебный предмет «Русская литература»

     В содержание учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для V класса внесены следующие изменения:

  • добавлено 2 часа на уроки внеклассного чтения;
  • количество обязательных для чтения и изучения мифов о Геракле сокращено до трех (исключен миф «Яблоки Гесперид»);
  • отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» («Одиссей у циклопов») из списка для чтения и изучения перенесен в список для дополнительного чтения;
  • из двух рассказов книги «Миллион приключений» Кира Булычева для чтения и изучения оставлен только один («Джинн в корабле»).

     В содержание учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для VI класса внесены следующие изменения:

  • добавлено 2 часа на уроки внеклассного чтения;
  • количество обязательных для изучения рассказов А.П. Чехова сокращено до двух («Хамелеон», «Толстый и тонкий»). Рассказы «Лошадиная фамилия» и «Хирургия» перенесены в список для дополнительного чтения;
  • из двух обязательных для чтения и изучения «Повестей Белкина» А.С. Пушкина оставлена одна («Станционный смотритель»);
  • из списка обязательных для чтения и изучения глав повести Л.Н. Толстого «Детство» исключена глава «Классы».

     В содержание учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для IX класса внесены следующие изменения:

  • баллада В.А. Жуковского «Людмила» перенесена в список для дополнительного чтения;
  • стихотворение А.С. Пушкина «Перед гробницею святой…» перенесено в список для дополнительного чтения;
  • произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» исключено (с 2020/2021 учебного года будет изучаться в Xклассе).

     В связи с реализацией относительной завершенности образования в список для обязательного чтения и изучения добавлены следующие произведения и темы: «Шинель» Н.В. Гоголя;«Литература XX века. Обзор»;«Гранатовый браслет» А.И. Куприна;«В прекрасном и яростном мире» А. Платонова;«Поэзия второй половины XXвека»;«А зори здесь тихие» Б. Васильева; «Обида» В.М. Шукшина; «Пожар» В.Г. Распутина; «Из зарубежной литературы» (А. Азимов «Двухсотлетний человек»).

     Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

2. Учебные издания

     К 2019/2020 учебному году изданы новые учебные пособия «Русский язык» для V и IX классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Учебные пособия подготовлены в соответствии с компетентностным подходом и направлены на реализацию основных целей языкового и литературного образования в учреждениях общего среднего образования.

     Учебное пособие «Русский язык. 5 класc» (авторы: Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Ж.Ф. Жадейко) подготовлено в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Русский язык» для V класса (2019 г.).

     Особенностями учебного пособия являются: наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), зарифмованные правила («подсказки»); в пособие включены 3 словарика: толковый, орфоэпический и орфографический; на форзацах содержится материал графического объяснения изучаемых в V классе орфограмм (образцы обозначения орфограмм).

     Упражнения учебного пособия содержат достаточное количество познавательных текстов и заданий к ним, что позволяет учителю использовать текстоцентрический подход при формировании у учащихся умений и навыков практического использования знаний по изученным темам.

     Учебное пособие «Русский язык. 9 класс» (авторы: Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Н.М. Пипченко, Е.Е. Долбик, И.В. Таяновская, С.Ф. Германович) подготовлено в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Русский язык» для IX класса (2019 г.).

     Особенностями учебного пособия являются: наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности, направленных на развитие познавательных интересов учащихся («Люди науки», «Ученые пишут» и др.); система условных обозначений, помогающих ориентироваться в учебном пособии; задания повышенной трудности отмечены двумя звездочками (**).

     Материал упражнений направлен на реализацию межпредметных связей, формирование интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.

     В новых учебных пособиях для V и IX классов реализуется навигационная функция: имеются ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету (в частности, на дополнительный материал, размещенный на электронном образовательном ресурсе (далее – ЭОР) «Русский язык. 5 класс», «Русский язык. 9 класс» национального образовательного портала (http://e-vedy.adu.by/); на задания (QR-коды) для проверки знаний с помощью смартфона или планшета).

     Ссылки на ЭОР в новых учебных пособиях позволят дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.

     В 2019/2020 учебном году в образовательном процессе будут использоваться новые учебные пособия по русской литературе:

  1. «Русская литература. 5 класс» в 2 частях авторовТ.Ф. Мушинской, Е.В. Перевозной, С.Н. Каратай, А.И. Гараниной / под редакцией А.И. Гараниной.
  2. «Русская литература. 6 класс» в 2 частях авторов С.Н. Захаровой, Г.М. Юстинской / под редакцией С.Н. Захаровой.
  3. «Русская литература. 9 класс» авторов С.Н. Захаровой,Н.И. Черкес / под редакцией С.Н. Захаровой.

Особенности новых учебных пособий «Русская литература. 5 класс»

     В новом учебном пособии реализуется компетентностный подход, усилена практикоориентированная направленность материала, что важно в курсе V класса, занимающем особое место в системе литературного образования как переходного от начального обучения к среднему звену.

     Методический аппарат учебного пособия содержит разнообразные вопросы и задания. Кроме вопросов для эвристической беседы с учащимися, предлагаются задания практической направленности, такие как составление вопросов для викторины; творческие задания. В пособии присутствуют межпредметные связи (работа с иллюстрациями, с музыкальными произведениями).

     В навигационном аппарате пособия используется новый элемент – QR-код (графическое изображение гиперссылки), позволяющий получить доступ к ЭОР через специальное приложение (сканер QR-кодов) на электронном планшете, мобильном телефоне.

«Русская литература. 6 класс»

     Это учебное пособие-хрестоматия, в котором содержатся учебные тексты нескольких видов (историко-биографические, историко-литературные и теоретико-литературные), художественные произведения, изучение которых предусмотрено программой, а также система заданий для работы с учебными текстами и художественными произведениями. Данное учебное пособие реализует в полном объеме принцип преемственности в навигационном аппарате, подходах к подаче материала, системе заданий и художественном оформлении книги.

     Система условных обозначений нового пособия информационно не перегружена (6 условных обозначений), позволяет выделить новые понятия, организовать повторение ранее изученного материала, показать справочно-информативные тексты, обозначить задания разных типов. В учебном пособии представлены задания разной степени сложности – от репродуктивных до тех, которые требуют высокой степени самостоятельности и творчества от учащихся.

«Русская литература. 9 класс»

     Учебное пособие содержит литературно-критические статьи по изучаемым произведениям, а также посвященные их авторам. В пособии отсутствуют тексты произведений, однако представлены история их создания, анализ в объеме, рекомендованном программой, биографии авторов.

     Обращаем внимание на то, что программа IX класса в соответствии с принципом относительной завершенности изучения дисциплины требует освоения произведений разных культурно-исторических эпох: от древнерусской литературы до современной. Именно поэтому пособие насыщено обзорными темами, содержит новые научные понятия. Для облегчения их понимания в пособии используется большое количество таблиц, схем и кластеров. Кроме того, в пособии содержатся справочно-информационные материалы (они отмечены специальным знаком, размещены в рамке-ограничителе и выделены цветом), которые содержат дополнительную информацию, необходимую для понимания изучаемого феномена или произведения.

     Новое пособие содержит задания, связанные с использованием на уроках литературы медиатехнологий (напишите текст СМС-сообщения, рекламного буклета; создайте рекомендации для актеров, декораторов; и т.п.).

     В новых учебных пособиях по русской литературе реализована навигационная функция: имеются ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету (в частности, на ЭОР, размещенный на национальном образовательном портале: http://e-vedy.adu.by/). Доступ к ЭОР осуществляется через Интернет. Для использования ЭОР пользователю необходимо бесплатно зарегистрироваться на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы».

     Обращаем внимание, что ссылки на ЭОР в новых учебных пособиях позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.

     Рекомендации по работе с новыми пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

     Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by/).

     В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

     Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне (VIIIIX классы)

     На ІІ ступени общего среднего образования учебые предметы «Русский язык» и «Русская литература» могут изучаться на повышенном уровне. Дополнительные учебные часы (1 или 2 в неделю) целесообразно использовать для стимулирования учебной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, для развития индивидуальных качеств, творческих способностей и формирования на этой основе предметных, метапредметных и личностных компетенций.

Таблица 1

Рекомендации по изучению учебного предмета «Русский язык» на повышенном уровне вVIII классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучение раздела (базовый уровень)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 1 час)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 2 часа)

Примечание

Повторение изученного в

VII классе

2

5

8

Дополнительные часы целесообразно использовать для обобщенного повторения сведений о глаголе и его формах, о наречии, служебных частях речи и междометии: функциональных возможностях и текстообразующей роли; для совершенствования правописных умений; написания творческой работы

Текст

4

8

10

Дополнительные часы целесообразно использовать для закрепления понятия о тексте и его особенностях, о функциональных стилях и их языковых особенностях; для формирования умений анализа текста на уровне содержания, структуры и языкового воплощения; формирования умений создания собственных устных и письменных текстов с учетом речевого намерения; написания творческой работы

Жанры речи

2

7

10

Дополнительные часы целесообразно использовать для более глубокого освоения содержательных, композиционных и языковых особенностей конспекта, его разновидностей; для составления конспекта; восстановления текста по конспекту.

Составление разных видов конспекта по письменному или устному тексту

Словосочетание

6

11

14

Дополнительные часы целесообразно использовать для углубления понятия о словосочетании как единице синтаксиса; для закрепления умений находить их в тексте, определять их виды по структуре и значению, создавать и распространять словосочетания с разными видами связи, закреплять специфические особенности построения словосочетаний в русском языке по сравнению с белорусским, отличать свободные и несвободные словосочетания, точно передавать содержание прочитанного текста с использованием опорных словосочетаний, выполнять синтаксический разбор словосочетаний.

Выполнение обучающих письменных работ (разные виды диктантов, изложений, переводы, сочинения)

Предложение

18

26

34

Дополнительные часы целесообразно использовать для углубления понятия о предложении как единице синтаксиса, о членах предложения, главных и второстепенных, способах их выражения, о типах предложений по структуре, синонимии двусоставных и односоставных предложений, об употреблении тире между подлежащим и сказуемым, об употреблении дефиса при приложениях; для совершенствования умений анализа порядка слов и интонационных средств в высказывании, определения типа простого предложения по количеству главных членов (двусоставное, односоставное), анализа членов предложения, синтаксического разбора простого предложения, составления предложения по заданным образцам с учетом синонимии двусоставных и односоставных предложений, использования текстообразующей роли предложения для развертывания темы текста, формирования типа речи, оформления связности текста.

Выполнение обучающих письменных работ (разные виды диктантов, изложений, переводы, сочинения)

Простое осложненное предложение

26

30

42

Дополнительные часы целесообразно использовать для закрепления понятия о простом осложненном предложении (строение, значение, употребление); для формирования умений определять осложненные предложения (с однородными и обособленными членами, обращениями, вводными и вставными словами, словосочетаниями, предложениями) в тексте, употреблять их в речи с определенной коммуникативной целью; совершенствования умений синтаксического разбора осложненного предложения.

Выполнение обучающих письменных работ (разные виды диктантов, изложений, переводы, сочинения)

Повторение изученного в

VIII классе

3

8

11

Дополнительные часы целесообразно использовать для обобщенного повторения сведений о простом предложении, простом осложненном предложении, функциональных возможностях и текстообразующей роли; для совершенствования правописных умений; написания творческой работы

Письменные контрольные работы

7

7

7

Количество письменных контрольных работ не меняется

Резерв

2

3

4

Резервные часы учитель может использовать по своему усмотрению

Всего

70

105

140

 

 Таблица 2

Рекомендации по изучению учебного предмета «Русский язык» на повышенном уровне в классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучение раздела (базовый уровень)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 1 час)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 2 часа)

Виды работ

Повторение изученного в

VIII классе

3

5

7

Обобщенное повторение знаний о словосочетании, простом предложении, простом осложненном предложении; совершенствование умений анализировать синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях, включать в собственные тексты.

Написание творческой работы

Текст

3

5

7

Закрепление умений определять признаки текста, способы и средства связи предложений и частей текста, подбирать синтаксические синонимы к различным синтаксическим единицам. Создание текстов разной жанрово-стилистической принадлежности с использованием предложений разных строений и назначений.

Углубленное повторение понятия о тексте и его особенностях, о функциональных стилях и их языковых особенностях; закрепление умений производить стилистический анализ текста, редактировать текст, подбирать синтаксические синонимы к различным синтаксическим единицам. Создание текстов разной жанрово-стилистической принадлежности

Жанры речи

4

6

8

Закрепление знаний о содержательных, композиционных и языковых особенностях отзыва (реферата); анализ композиционных частей отзыва (реферата); написание отзыва, подготовка реферата. Оформление титульного листа реферата

Общая характеристика сложного предложения

1

3

4

Углубление понятия о сложном предложении, о роли союзов в формировании значения сложного предложения; закрепление навыков определения средств связи в сложном предложении, разграничения союзных и бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; использование синтаксических синонимов в речи учащихся

Сложносочиненное предложение

8

12

16

Углубление понятия о сложносочиненном предложении; закрепление умения различать группы сочинительных союзов по значению; закрепление навыков различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения; отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, производить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Сложноподчиненное предложение

20

30

40

Углубление понятия о сложноподчиненном предложении; закрепление умений определять главную и придаточную части, позицию придаточной части к главной, находить средства связи придаточной части с главной, разграничивать союзы и союзные слова, придаточные части с одинаковыми средствами связи, определять виды придаточных, составлять схемы сложноподчиненных предложений и предложения по схемам, производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Отработка умений использовать в речи учащихся текстообразующую роль сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных с определенной коммуникативной целью, осуществлять замену придаточной части синонимичными конструкциями. Написание творческих работ

Бессоюзное предложение

8

12

16

Углубление понятия о бессоюзном сложном предложении; закрепление умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения, производить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Сложные предложения с разными видами связи

4

6

8

Закрепление умений находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения, составлять схемы сложных предложений с разными видами связи и предложения по схемам, производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи; отработка умений расставлять знаки препинания в сложных предложений с разными видами связи

Чужая речь и ее виды

8

12

16

Углубленное повторение понятия о прямой речи и способах передачи чужой речи; закрепление умений расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять предложения с прямой и косвенной речью, производить замену прямой речи косвенной и наоборот, пунктуационно оформлять цитаты, эпиграф к сочинению, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. Создание текстов с использованием различных способов передачи чужой речи

Повторение изученного в

IХ классе

2

4

6

Обобщенное повторение сведений о простом и сложном (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном) предложениях, о сложных предложениях с разными видами связи, функциональных возможностях и текстообразующей роли синтаксических конструкций; для совершенствование пунктуационных и правописных умений.

Написание творческой работы.

Письменные контрольные работы

7

7

7

Количество письменных контрольных работ не меняется

Резерв

2

3

5

Резервные часы учитель может использовать по своему усмотрению

Всего

70

105

140

 

 Таблица 3

Рекомендации по изучению учебного предмета «Русская литература» на повышенном уровне в VIII классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучениераздела на базовом уровне

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 1 час)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень,2 часа)

Виды работ

Введение

1

2

2

Углубление представления учащихся о своеобразии литературы как искусства слова. Устное словесное рисование; дискуссия

От древних времен до начала XIX в.

4

7

11

Углубление знаний учащихся об отличительных чертах античной литературы, литературы эпохи Возрождения. Расширение представления учащихся о сонете (сонет в русской и белорусской литературе). Выразительное чтение; написание отзыва

Литература первой половины XIX в.

8

14

21

Расширение представления учащихся о творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Конкурс чтецов. Сопоставление произведений разных видов искусства

Литература второй половины ХIХ в.

14

22

34

Расширение представления учащихся о творчестве Н. Некрасова, И. Тургенева, А. Чехова, В. Короленко, Максима Горького.

Создание киносценария; составление разных типов плана; совершенствование навыка пересказа; подготовка учебных сообщений

Литература первой половины XX в.

7

13

19

Исследование творческой манеры В. Маяковского. Проектная работа о литературе Великой Отечественной войны. Изучение влияния общественно-исторических событий на развитие литературы

Литература второй половины XX в.

9

17

23

Углубление знаний учащихся о средствах выразительности. Постижение гуманистической позиции поэтов 50-х–90-х годов. Мизансценирование. Аналитическая характеристика героев рассказа Ю. Казакова «Голубое и зеленое». Сопоставление произведений разных видов искусства. Написание письма; создание дневниковой записи

Из зарубежной литературы

2

4

4

Углубление представления учащихся о научно-фантастической литературе. Анализ рассказа; создание иллюстраций (рисунок, фотография, музыкальная композиция)

Повторение

2

3

3

Систематизация знаний по теории и истории литературы

Внеклассное чтение

6

6

6

Читательская конференция; литературная гостиная

Всего

53

88

123

 

 Таблица 4

Рекомендации по изучению учебного предмета «Русская литература» на повышенном уровне в IХ классе

Раздел учебной программы

Количество часов на изучениераздела на базовом уровне

Количество часов на изучение раздела(повышенный уровень, 1 час)

Количество часов на изучение раздела (повышенный уровень, 2 часа)

Виды работ

Введение

1

2

4

Углубление представления учащихся об основных этапах развития русской литературы. Устное словесное рисование; дискуссия; читательская конференция

Литература Древней Руси

3

6

10

Расширение представления учащихся о богатстве культуры Древней Руси, самобытном характере древнерусской литературы, многообразии ее жанров. Выразительное чтение; подготовка доклада; написание конспекта, отзыва

Литература XVII—XVIII вв.

5

10

16

Углубление представления учащихся о творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Конкурс чтецов. Реферат на литературную тему

Литература ХIХ в.

28

44

50

Изучение нового этапа развития русской литературы, новых направлений и методов (сентиментализм, романтизм, реализм). Расширение представления о творчестве А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Составление разных типов плана; сопоставление произведений разных видов искусства; написание письма; создание дневниковой записи; анализ эпизода; постановка фрагмента произведения, написание сочинения

Контрольное сочинение

1

1

1

Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова

Литература XX в.

13

20

31

Углубление знаний учащихся о литературе XXвека. Расширение представления о творчестве А.И. Куприна, А. Платонова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина. Постижение жанрово-стилевых особенностей русской поэзии второй полорвины XXвека. Написание рецензии. Проектная деятельность.Мелодекламация. Написание рассказа. Совершенствование навыка пересказа с элементами анализа

Из зарубежной литературы

1

3

7

Углубление представления учащихся о научно-фантастической литературе. Написание отзыва. Создание иллюстраций, киносценария

Повторение

1

2

4

Систематизация знаний по теории и истории литературы. Выявление взаимосвязи между русской и белорусской литературами. Читательская конференция; представление проектов; литературная гостиная; литературная викторина

Всего

53

88

123

 

     На учебных занятиях по русской литературе для работы с текстами следует использовать издания серии «Школьная библиотека» (список серии книг «Школьная библиотека» размещен на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий), а также интернет-ресурсы:

  • Национальной библиотеки Беларуси: www.nlb.by;
  • Редакционно-издательского учреждения «Выдавецкі дом “Звязда”»: www.lim.by.

4. Календарно-тематическое планирование

     К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование «Русский язык и литература» для V, VI, VII, VIII, IX, X, XI классов (Минск : Нац. ин-т образования: Аверсэв, 2019).

     Примерное календарно-тематическое планирование для IX класса размещено на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

5. Особенности организации образовательного процесса

     В 2018/2019 учебном году проведена республиканская контрольная работа по учебному предмету «Русский язык», в которой приняли участие учащиеся X класса учреждений общего среднего образования.

     По результатам республиканской контрольной работы подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы с целью повышения качества образования. Данные рекомендации размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by).

     При выборе домашнего задания рекомендуется ориентироваться на примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», где в графе «Домашнее задание» определены конкретные упражнения и задания по каждой теме. При этом нужно учитывать, что объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной учебной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся. Обращаем внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе не является обязательным для учащихся.

     В V–-VIII классах письменные работы по русской литературе носят обучающий характер. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя только по литературе и должны носить стимулирующий характер.

     Для заучивания наизусть учитель предлагает только те стихотворения или прозаические отрывки из художественных текстов, которые определены учебной программой по русской литературе.

     При планировании и организации внеклассной работы по русской литературе рекомендуем обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2019/2020 учебном году:

  • 15 октября205 лет со дня рождения русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова (1814–1841);
  • 17 января – 160 лет со дня рождения русского писателяА.П. Чехова (1860–1904);
  • 29 января – 130 лет со дня рождения русского поэта и писателяБ.Л. Пастернака (1890 –1960);
  • 11 мая115 лет со дня рождения русского писателяМ.А. Шолохова (1905–1984);
  • 8 июня 110 лет со дня рождения русского поэтаА.Т. Твардовского (1910–1971).

6. Дополнительные ресурсы

     Актуальную информацию для изучения и использования в педагогической практикеможно найти в разделе «Дистанционный всеобуч для учителя»,размещенном на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение», а также по адресу: http://e-asveta.adu.by/.

     Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на национальном образовательном портале: https://adu.byОбразовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

7. Выпускной экзамен по русскому языку

     В 2019/2020 учебном году выпускной экзамен по русскому языку по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования будет проводиться в форме диктанта; по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – в форме изложения по разным текстам для учащихся, изучающих русский язык на повышенном уровне, и для учащихся, изучающих русский язык на базовом уровне.

8. Организация методической работы

     Предметная и методическая грамотность являются важнейшими составляющими профессиональной компетентности педагогов, поэтому для организации деятельности методических формирований учителей русского языка и литературы в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования».

     На августовских предметных секциях учителей рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2019/2020 учебном году:

  • образовательные стандарты общего среднего образования;
  • обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для IX класса;
  • новые учебные пособия по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» и особенности работы с ними;
  • новые учебно-методические пособия по русскому языку и литературе для учителей, методические публикации в предметом научно-методическом журнале «Русский язык и литература»;
  • рекомендации по результатам изучения качества образования как информационная основа совершенствования образовательного процесса.

2. Анализ результатов работы методических формирований учителей русского языка и литературы в 2018/2019 учебном году. Планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2019/2020 учебный год.

     В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей русского языка и литературы(методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и др.) рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики обучения русскому языку и литературе с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона:

1. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в условиях обновления содержания образования.

2. Совершенствование языковой, речевой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учителей русского языка и литературы.

3. Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие качества образования.

  1. Формирование читательской компетентности учащихся в условиях развивающейся информационно-образовательной среды школы.

5. Современные психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию как основа подготовки и проведения урока русского языка и литературы.

6. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы.

7. Учебная мотивация как один из ведущих факторов успешности обучения.

8. Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и литературы с целью повышения речевой культуры учащихся.

  1. Технология обобщения и описания эффективного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования.

     С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций учителей русского языка и литературы в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2019/2020 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

     Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2019/2020 учебном году размещены на сайте ГУО «Академия последипломного образования»(www.academy.edu.by).

 

Меню раздела

Календарь новостей