Обратите внимание!

Родителям на заметку.

Опубликовано: 14 июня 2021 г.

Родителям на заметку.

     Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления, которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Одним из условий эффективности подачи информации, является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде.

     Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость. Значит, и формы, и методы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка

дошкольного возраста.

    Серьезные изменения в развитии ребенка происходят в 6-7-летнем возрасте, который считается кризисным не только потому, что он идет в школу. В организме ребенка в это время происходят кардинальные изменения в физическом и психическом развитии.

     В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

  • неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);
  • расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все Правила дорожного движения для пешеходов;
  • неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся из далека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
  • неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков;
  • неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;
  • маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал свето-фора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов возрастает (у подростка — пять-шесть элементов, у взрослого - семь-восемь), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);
  • трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов);
  • преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными. Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его;
  • маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см), что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой — делая его незаметным для водителя.

    Важно! Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих

взрослых (родителей), что снижает уровень осознанности детьми

собственных действий, обеспечивающих личную безопасность.

                         

                    АиП ОГАИ Фрунзенского РУВД г.Минска

Для просмотра новостей, выберите день в календаре.

Меню раздела

Календарь новостей