Аутизм

Детский аутизм: причины, симптомы, диагностика.

 

2 апреля  - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм  — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины аутизма

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие особенности, характерные для синдрома аутизма:

  • Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации (отсутствие мимики и жестов; может отсутствовать и речь; ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза; речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может; речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации; речь ненормальная фонетически: проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
  • Нарушено развитие социальных навыков (дети не желают общаться и дружить с ровесниками; игнорируют чувства и существование других людей (даже родителей); никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией).
  • Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов  (неестественное, нервное, отчужденное поведение; ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки; предпочтение отдает уединению, играм с самим собой; отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям; тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках; испытывает требование точно повторять одни и те же действия; концентрирует свое внимание на чем-то одном).

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, поэтому могут быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

 

 

Подготовила врач-гигиенист

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии

Фрунзенского района г. Минска»                                   Филиппова Т.Ю.

 

Представьте, что мир вдруг стал «слишком»: звуки слишком громкими, свет слишком ярким, ощущения слишком болезненными, эмоции слишком сильными.

Вы бы могли жить в таком мире?

А люди с аутизмом живут именно так. Только мы можем помочь им превозмочь это болезненное «слишком» и открыть двери наш мир.

Каждый ребенок с аутизмом пытается избегать слишком сильных ощущений, учится их не замечать, игнорировать, а вместе с ними и целый мир вокруг. Без постоянной помощи и профессиональной поддержки человек формирует мир ощущений внутри себя и может остаться в нем на все жизнь, так и не познав радость общения.

Это не означает, что он не хочет быть любим, жить полной жизнью, быть полноправным членом общества.

Нужно четко понимать разницу между «не хочу» и «не могу».
Специальные современные методики развивают возможности ребенка с аутизмом, дают навыки функционирования в «слишком» ярком мире. Но без поддержки и любви людей вокруг включение в общество невозможно.

Внимание, понимание и принятие – вот, что нужно каждому человеку.

Прошу принять  это во внимание при взаимодействии со мной

— я молчу не потому что я тупой
— я веду себя неестественно не потому что я вру или что-то скрываю;
— мои эмоции плохо поддаются контролю не потому что меня не научили держать себя в руках;
— я не инфантильный;
— я ограничиваю себя в общении и отказываюсь от встреч не потому что я социопат;
— я не замечаю вас или не слышу обращения ко мне не потому что я глухой;
— я не знаю как вести себя и избегаю смотреть в глаза не потому что меня не научили хороших манерам;
— я не отвечаю на звонки не потому что не желаю слышать лично вас;
— я не высокомерный;
— я не пожимаю вам руку или не целуюсь с вами при встрече не потому что недолюбливаю вас;
— я не эгоцентрик;
— я не эксцентрик;
— возможно, я даже не интроверт;
— и уж точно я не хочу всеобщего внимания к своей персоне;
— моя прямота не есть желание оскорбить или унизить вас;
— когда я говорю «я не могу» – это значит, что я действительно НЕ МОГУ, а вовсе не то, что мне не хватает мужества или настойчивости;
— и ещё раз: я молчу или отвечаю невпопад не потому что я тупой.

Просто я аутист. 

Меню раздела

Календарь новостей