New

    1. Будь хозяином своей судьбы
    1. Достигни успеха в том, что ты любишь.
    1. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело
    1. Строй свои отношения с людьми на доверии
    1. Развивай свои творческие способности
    1. Культивируй в себе смелость
    2.  
    3. Заботься о своем здоровье
    1. Не теряй веру в себя
  1. Старайся мыслить позитивно
  2.  
  3. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением


Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
-уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
-владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
-уметь вставать на точку зрения ученика;
-уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
-уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
-быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
-уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
-уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
-уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
-уметь не бояться обратной связи от учеников;
-уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.


1. Будьте оптимистами! Педагогика - наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм). 
2. Не забывайте самого главного: дети - существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже). 
3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям. 
"Рядовые необученные" не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть. 
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли. 
5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые - это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети - родителей. 
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно. 
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми - все первое. 
8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете - они вас невзлюбят; если наоборот - сначала прижмете, а потом отпустите - они вам будут благодарны. 
9. Помните: ваше главное дело - это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят. 
10. Не торчите на глазах у детей без дела. 
11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо. 
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. "В сомнении - воздерживайся". 
13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: "Если хочешь быть счастливым - будь им!" 
14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое "здравствуйте", тоже можно воспитывать. 
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ. 
16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас. 
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: "Я - гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя". 
18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать - ваша главная обязанность. 
19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

А теперь две самые последние цитаты.

"Учитель - будь человеком!" (П. П. Блонский). 
"Не пищать!" (А. С. Макаренко).



"Сколько можно бездельничать, ты должен, наконец, заняться учебой!"
В.Шекспир: "Отрицание своего дарования - всегда ругательство таланта".
Р.Мартен дю Гар: "Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается".
С.Джонсон: "Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением".
У.Ченнинг: "Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними".
П.И. Чайковский: "Большой талант требует большого трудолюбия".
М. де Сервантес: "Не суждены ленивым почетные триумфы и победы".
К.Гельвеций: "Полное невежество приводит к полному тупоумию".


"Ты постоянно срываешь мой урок, ты должен сидеть спокойно и внимательно!"
Л.Н. Толстой: "Больше всех говорит тот, кому нечего сказать".
Ж.Лабрюйер: "Словоохотливость - один из признаков ограниченности".
К. Прутков: "Болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить".


"На всякое хотение есть терпение" (пословица).
Д.Лоуэлл: "Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения".
И.Лафатер: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".
Т.Лихтенберг: "Кто раньше времени считает себя гением, тот пропащий человек".


"Кто из вас разбил стекло в классе?! Вы должны говорить правду!"
У.Теккерей: "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу".
К.Маркс: "Гегель где-то отмечает, что все великие личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл добавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса".
Л.Берне: "Любой человек имеет право на глупость - против этого нельзя возражать. Но этим правом надо пользоваться с некоторой умеренностью".
Ф.М. Достоевский: "Не сильные лучше, а честные, честь и собственное достоинство сильнее всего".
Петр Первый: "За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный".
Ч.Дарвин: "Способность краснеть - самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств".



I. Анализ ТДЦ (триединой дидактической цели урока).
• Определить краткость, четность и простоту формулировки ТДЦ. Заложен ли в ней конечный результат (чего достичь, чему научить, чему научиться?);
• Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
• Определить степень осознанности цели самим учителем;
• Определить соответствуют ли воспитывающий и развивающий аспект образовательному аспекту ТДЦ;
• Оценить насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли она понятна и осознана ими.

II. Анализ содержания учебного материала.
• Определить соответствие учебного материала требованиям учебных программ;
• Определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, его связанности, опора каждого последующего понятия на предыдущее;
• Рассмотреть дает ли организация рассмотрения материала возможность выделить его ведущую идею;
• Определить уровень доступности содержания учебного материала:
- простоту;
- понятность;
- отсутствие упрощенности;
- доступный уровень сложности.
• Установить воспитательные возможности данного учебного материала;
• Рассмотреть возможности содержания учебного материала для развития учащихся, определив, каким образом на основе данного учебного материала может быть достигнут развивающий аспект ТДЦ;
• Определить связь теоретической части учебного материала с практической и наоборот;
• Рассмотреть логичность построения учебного материала:
- соответствие общего и частного;
- однозначность терминологии;
- отсутствие повторения.
• Дать оценку целостности, связанности содержания учебного материала.
• Оценить взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; межпредметные связи по содержанию (использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, использование задач и текстов с производственным содержанием для создания проблемных ситуаций).
• Оценить информационное пространство урока; достаточный (оптимальный) объем материала, использование различных источников знаний, ТСО, дидактического материала (на каком этапе и с какой целью).

III. Методы обучения.
• Какие общие методы обучения использовались и их педагогическая целесообразность;
• Каков характер деятельности учащихся и учителя при использовании данных методов;
• Оценить методы активизации познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, частично-поисковые, проблемного изложения, исследовательские);
• Выявить соответствие методов обучения содержанию учебного материала, обеспечили ли они должную систему его усвоения;
• Определить насколько методы обучения соответствовали реальным возможностям учащихся группы;
• Установить результативность методов через анализ знаний учащихся, полученных в ходе применения учителем этой системы методов.
IV. Деятельность учителя
• Определить характер деятельности учителя: по организации УВП – это учитель информатор или организатор познавательного процесса;
• Была ли на уроке обратная связь с учащимися, ее эффективность;
• Качество речи учителя (оптимальность темпа, дикция, образность, эмоциональность);
• Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного стиля управления уроком и деятельностью учащихся;
• Воспитательное воздействие урока:
 использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;
 воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке.
V. Деятельность учащихся на уроке:
• Включенность учащихся в познавательную деятельность;
• Актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале, сопоставлять, обобщать, анализировать);
• Степень самостоятельности учащихся на уроке;
• Развитие навыков общения, сотрудничества, коллективной работы;
• Достаточность учебной нагрузки на учащихся, культура учебного труда. 
VI. Домашнее задание:
• Рациональность места домашнего задания на уроке;
• Наличие и качество инструктажа по выполнению домашнего задания;
• Какие виды домашнего задания были предложены (обязательное, по выбору, свободное, опережающее, творческое, дифференцированное…);
• Ориентация на ведущую идею в содержании домашнего задания.
VII. Общие выводы по уроку:
• Урок цели достиг;
• Урок цели не достиг;
• Урок цели достиг частично.
VIII. Предложения учителю по совершенствованию мастерства в методике (технологии) урока, дидактического обеспечения урока, расширения информационного пространства, организации познавательной деятельности учащихся.



    • Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке.

 

    • Изучи материал этого раздела.

 

    • Проанализируй учебный материал.

 

    • Сформулируй цель урока. Ответь на вопрос, чего бы хотел достичь в результате урока.

 

    • Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.

 

    • Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

 

    • Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке.

 

    • Продумай структуру урока, его ход.

 

  • Зафиксируй все подготовленное в плане или в конспекте.
  •  
  • Повтори про себя или вслух основные моменты плана.


Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.

Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Проверь себя:

а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какое умение формируется на данном уроке;

в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на уроке;

г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

 

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.



    • Не унижай.
    • Не угрожай.
    • Не вымогай общения.
    • Не морализуй.
    • Не лишай ребёнка возможности быть самим собой.
    • Не навреди.
    • Не бойся признать свою ошибку.
    •  
    • Начинай воспитание с себя.
    • Верь в своего ученика.
  • Помоги ребёнку поверить в себя.

Меню раздела

Календарь новостей