New

Приложение 14

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебнОГО предмета

«Химия»

 

1. Учебные программы

В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

Класс

VII

VIII

IX

Х

XI

базов. уров.

повыш. уров.

базов. уров.

повыш. уров.

Год утверждения (издания)

учебной программы

2017

2018

2019

2020

2020

2021

2021

 

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образовательных программ общего среднего образования в 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.

В содержание учебной программы для XI класса внесены следующие изменения:

базовый уровень изучения учебного предмета: включен вопрос «Физические и химические свойства простых веществ» (тема «Металлы»);

повышенный уровень изучения учебного предмета: тема «Важнейшие классы неорганических соединений (6 ч.)» рассматривается в рамках раздела «Основные понятия и законы химии». Учебное время, отведенное на изучение данного раздела, увеличено с 10 до 16 часов. Количество контрольных работ – 6 (6 ч.)

2. Учебные издания

В 2021/2022 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:

Мычко, Д.І. Хімія: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання, з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню / Д.І. Мычко [і інш.]; пад рэд. Т.М. Вараб’ёвай. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021;

Мычко, Д.И. Химия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / Д.И. Мычко [и др.]; под ред. Т.Н. Воробьевой. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021;

Матуліс, В.Э. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік (базавы і павышаны ўзроўні) для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В.Э. Матуліс [і інш.]. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2021;

Матулис, В.Э. Сборник задач по химии: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.Э. Матулис [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2021.

На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии данных учебных пособий.

Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия в разделах «Рекомендации по использованию в образовательном процессе учебного пособия «Химия» для 11 класса» и «К содержанию учебного пособия «Химия» для 11 класса/ Д.И. Мычко [и др.]; под ред. Т.Н. Воробьевой. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021».

Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса размещено на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей:

Химия. 10–11 классы. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.Я. Аршанский [и др.]; под ред. Е.Я. Аршанского. – Мозырь: Выснова, 2021.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале :https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Химия» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения химии на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

При изучении учебного предмета «Химия» на повышенном уровне в X и XI классах используются электронные приложения для повышенного уровня, размещенные на ресурсе http://profil.adu.by. Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

4. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Учебной программой по учебному предмету «Химия» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: стремление к формированию нравственных ценностных ориентаций; готовность и способность к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству; потребность в самореализации и самосовершенствовании; стремление к непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе учета своих возможностей, способностей и интересов; стремление руководствоваться правилами охраны окружающей среды и рационального природопользования; следование принципам здорового образа жизни.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за достижения белорусского народа; способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.

Реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» будет способствовать использование следующих приемов:

установление межпредметных связей химии с другими науками: историей, географией, математикой, физикой, лингвистикой;

изучение материалов о научных открытиях, личностных качествах и заслугах ученых, в том числе белорусских;

включение в содержание учебных занятий материала, позволяющего раскрыть сущность экологических проблем и способы их решения: о предельно допустимой концентрации опасных веществ; об источниках загрязнений и мерах по обеспечению экологической безопасности; о замене традиционных химических производств технологиями «зеленой химии»;

формирование навыков грамотного и безопасного обращения с веществами, необходимыми в повседневной жизни: знакомство с информацией о веществах бытовой химии, опытах с ними;

включение в содержание уроков информации о развитии химической науки в нашей стране, роли химической промышленности в экономике Республики Беларусь;

демонстрация важности химических знаний в выборе профессии, связанной с химией, и раскрытие перспектив данного выбора.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, решение практико-ориентированных задач.

Обязательным является соблюдение Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26 (далее – Правила безопасности), которые устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

В каждом кабинете химии должны быть:

инструкции по охране труда для лаборанта на отдельные виды работ;

плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой помощи;

средства индивидуальной защиты;

аптечки первой помощи;

первичные средства пожаротушения.

Учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс (или объемов) и размещает его на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в Перечне мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75, в редакции постановления от 16.10.2018 № 105). Количество реактивов в перечне должно быть указано в соответствии с нормами для обеспечения годичной потребности для проведения уроков химии (VII–XI классы).

Приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия техническим нормативным правовым актам в Республике Беларусь, должны сопровождаться соответствующими документами об оценке соответствия.

При проведении учебных занятий в кабинете химии необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывания учащихся в лаборантской;

поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения;

не допускать хранения реактивов в таре без этикеток, в таре с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по стеклу;

уничтожение реактивов в таре без этикеток производить в соответствии с пунктами 66–71 Правил безопасности.

На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся правилам безопасности при нахождении в кабинете химии и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.

Перед началом выполнения лабораторного опыта, практической работы, демонстрационного опыта учитель проводит обучение безопасным приемам выполнения данного типа работы. Во всех указанных случаях в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» делается запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП»).

Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Химия» осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

Для выполнения обучающих, практических и контрольных работ по учебному предмету «Химия» учащимся рекомендуется иметь 3 тетради (1 тетрадь – для обучающих и лабораторных работ, 1 тетрадь – для практических работ и 1 – тетрадь для контрольных работ).Допускается при выполнении обучающих, практических и лабораторных работ использование тетрадей на печатной основе, имеющих гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением „Национальный институт образования“ Министерства образования Республики Беларусь».

Практические работы по химии предполагают совершенствование и проверку знаний и экспериментальных умений учащихся. Они проводятся, как правило, по окончании изучения определенной темы или ее блока, являются средством тематического контроля. Отметки за практическую работу выставляются в тетради для практических работ всем учащимся, заносятся в классный журнал и учитываются при выставлении отметки за четверть.

На уроке, следующем после практической работы, проводится анализ ее результатов. При этом типичные ошибки, допущенные учащимися как при выполнении эксперимента, так и при оформлении отчета, обсуждаются фронтально. При необходимости учащиеся делают записи в тетрадях для практических работ.

Лабораторные опыты носят обучающий характер, проводятся при изучении нового материала с целью формирования новых знаний, а также формирования, закрепления и совершенствования экспериментальных умений учащихся. Отметки за отчеты о выполнении лабораторных опытов выставляются в классный журнал по усмотрению учителя.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

При выставлении отметки за четверть необходимо учитывать следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий и отдельные компоненты УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Химия.

5. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

6. Организация методической работы

Для организации деятельности методических формирований учителей химии в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей химии по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по химии в 2021/2022 учебном году:

обновленная учебная программа по учебному предмету «Химия» для XI класса, особенности изучения химии в XI классе;

новый учебно-методический комплекс по химии для XI класса, особенности работы с учебным пособием;

единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе по химии.

2. Анализ результатов работы методических формирований учителей химии в 2020/2021 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований педагогов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы преподавания химии и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

визуализация информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием технологий визуализации учебных материалов по химии;

средства когнитивной визуализации (интеллект-карты, карты успешности и др.) как инструмент отображения и структурирования учебного материала по химии;

моделирование химического эксперимента с использованием современных техник визуализации;

организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении химии с использованием развивающей информационно-образовательной среды;

воспитательный потенциал урока химии;

моделирование современного урока химии с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока;

методические особенности использования учебных материалов единого информационно-образовательного ресурса по химии;

использование технологий визуализации при разработке учащимися учебных проектов по химии;

формирование коммуникативных компетенций учащихся средствами когнитивной визуализации на учебных занятиях по химии.

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках химии в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями химии в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

 

Меню раздела

Календарь новостей